ФГОС НОО».
(в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»)
Подготовила и провела
учитель начальных классов, 1КК
Чернышева Инна Николаевна
Г.
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
(Сл.1. Тема) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию я предлагаю презентацию своего опыта работы по использованию игровой технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Я решила уделить особое внимание этой теме, потому что ведущей деятельностью дошкольника была игра, и, когда ребёнок переходит на другой уровень образования, он продолжает играть. Для повышения мотивации и создания комфортности пребывания ученика в школе я обучаю детей, используя различные современные технологии и считаю, что особенно важно использовать в 1-4 классах игровую технологию.
«Сл.2. Эпиграф+фото Ушинского» «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…», - именно эти слова русского педагогаКонстантина Дмитриевича Ушинского легли в основу моей педагогической деятельности, ведь одной из главных задач современной начальной школы сегодня является создание необходимых условий для личностного развития каждого. Именно поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Я в своей работе опиралась на знания и методические рекомендации учёных -педагогов, которые раскрыли сущность игровой технологии, как Константина Дмитриевича Ушинского, Павла Петровиого Блонский, Даниила Борисовича Эльконина.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. (Сл.3. Отличия пед.игры) В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность.
На мой взгляд, игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.
Уроки с использованием игровой технологии способствуют формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Они находятся в тесной взаимосвязи.
(Сл.4.УУД)
На сегодняшний день в моей методической копилке собран большой материал, направленный на применение игровой технологии в деятельности младших школьников.
На своих уроках я стараюсь использовать различные элементы данной технологии
Существует следующая классификация игр (показать на экран)
· по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
- Например сегодня на уроке примером умственной игры были загадки, я часто использую игру «Эстафета»по математике в любом классе: на карточках написаны примеры на вычитание и сложение, их количество соответствует количеству учащихся в ряду. Ученики последних парт получают по карточке, решив первый пример, передают впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где их собирает учитель.
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие); Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте.
При изучении звуков обозначаем их в виде человечков, одетых в разные цвета гласные – в красный цвет, согласные твёрдые – в синий, согласные мягкие – в зелёный, на звонкие звуки надеваем шапочку-колокольчик, глухим – наушники (показать таких человечков)
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации); Так, на сегодняшнем уроке я использовала игру — драматизацию (сценка «Лесное собрание»)
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, игры-путешествия). Например, сегодня вы видели игру-путешествие в лес.
Сегодня на уроке вы увидели такие игровые элементы: загадки (по виду деятельности – умственные), игра-путешествие(по структуре), сценка «Лесное собрание» (по характеру обучающего процесса – обучающие, по характеру игровой методики – игры-драматизации).
Как известно, основная задача игры – не только развлечь, доставить удовольствие, сделать урок интересным и продуктивным. Инструментом включения в игру могут служить кукольные игрушки, музыкальное сопровождение урока, использование информационно-коммуникационной техники.
Например: урок-сказка по математике в 1 классе на тему «Геометрические фигуры». В основе урока сюжет сказки «Гуси-лебеди». Дети помогают героине, спасают братца, выполняя задания печки, яблони, речки. Видео-отрывки добавляют ощущения погружения в сказку.
В игре я учу общению. Для достижения эти целей использую групповые задания, работа в парах. Пример групповой работы вы увидели сегодня на уроке. Подобные интерактивные формы работы являются системными. Так, на уроке окружающего мира в 3 классе на тему «Улицы города» обучающиеся пробовали себя в роли архитекторов, проектировали улицы будущего и представляли свои проекты. Такой вид работы позволяет детям учиться высказывать своё мнение, быть соучастником мыслительного процесса.
(Сл.7. Фото с урока)
Часто использую инсценировку. Так, уже в 1 классе дети инсценировали басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».
(Сл.8.Фото «Стрекоза и муравей»)
Разыгрывая художественные произведения, я включаю ребёнка в систему общественных отношений.
На своих уроках часто использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Я считаю, что игру или игровой момент можно провести на различных этапах урока. Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент урока литературного чтения в 1 классе, где элемент игры используется на этапе целеполагания. Сказочный герой приходит к детям со своим заданием.(Сл.9.Видео пример№6).
- К нам на урок чтения пришёл Незнайка. Он не может справиться с заданием. Оно на экране. Прочтите его. (Нарисуй замок)
- Перед вами 2 картинки. Прочтите слово. Покажите соответствующую картинку. (Дети показывают за'мок и замо'к)
- Выходите к доске Коля и Оля (с разными картинками)
-Что вы выбрали? Произнесите. (Показывают)
- Почему слово одно, а картинки разные? (Значение слова зависит от ударения)
-Догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить? («Роль ударения в значении слов, которые одинаково пишутся»
Учитель открывает тему урока.