Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
Президентская республика.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),
- внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США)
Смешанная республика.
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
Советская республика.
Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы.
Исламская республика.
Исламская республика – распространенная на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство
6. Федеративная республика – федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.
Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства – территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.
Государственное устройство может быть простым и сложным. В этой связи по форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
1. Унитарное государство – единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования
Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями
Признаки унитарного государства:
- единство и однородность территории;
- отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (например, республик);
- деление страны исключительно по административно-территориальному признаку;
- административно-территориальные части государства имеют равный правовой статус;
- одна общегосударственная конституция, единое законодательство;
- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
- парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
- единое гражданство;
- единая денежная система;
В настоящее время унитарные государства – Англия, Франция, Италия, Япония.
2. Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета. Например, в составе США 50 штатов, ФРГ – 16 земель, Швейцарии 23 кантона, Российской Федерации – 21 республика и иные субъекты.
Признаки федеративного государства:
- территории федерации составляют территории ее субъектов;
- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
- система государственных органов – двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;
- государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;
- двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов.
- двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: - нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в РФ – Государственная Дума Федерального Собрания России), верхняя – интересы субъектов (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России);
- две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);
- двухканальная система налогов, включающая наряду с общефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;
- наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.
Виды федерации:
1) По способу создания:
- Договорные федерации;
- Конституционные федерации (создаются «сверху» в результату актов гос.власти, в которых федеральная власть признает федеративное устройство);
2)По правовому положению:
- Симметричная федерация (субъекты имеют одинаковый правовой статус);
- Асимметричная федерация (Имеют разный правовой статус, есть субъекты и не субъекты, различия в названиях);
3)По принципу построения
- Территориальные (когда субъектами федерации являются определенные территории «США»);
- Национальные федерации (в основу положен национальный принцип «СССР, ЮГОСЛАВИЯ»);
- Национально-территориальные «РФ».
Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).
Признаки конфедерации:
- создается для достижения определенных целей (экономических, политических, военных), которые отвечают интересам государств, образовавших конфедерацию;
- ее создание закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет;
- члены конфедерации обладают правом выхода из нее на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления.
- Имеет свои органы управления, координирующие действия членов конфедерации;
- у конфедеративного объединения государств нет общей конституции, единых государственных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежных единиц;
- отличается переходных характером: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство.