Искусственные наглядные пособия.




ПОНЯТИЕ О МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ И СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Материальная база - система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

База составляет: кабинет с учебным оборудованием, уголок живой природы, пришкольный участок, учебная экологическая тропа, географическая площад­ка.

Средства обучения - совокупность материальных учебно-методических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навы­ками, общего развития личности детей.

Средствами обучения включают в себя:

- учебное оборудование (дидактические раздаточные материалы, демон­страционные и наглядные пособия и приспособления);

- учебно-методический комплект по изучаемому курсу (учебник, учеб­ные пособия, литература)

Оборудование можно разделить на промышленное и самодельное.

Средства обучения активизируют деятельность учащихся, особенно, если они используются для организации предметно-практической деятельности де­тей.

Первыми использовать средства обучения (наглядность) при изучении есте­ствознания призывали В.Ф. Зуев, А.Я. Герд. В 20 веке были разработаны реко­мендации по использованию наглядности и другого оборудования, в том числе и самодельного. В современной методике так же остается ведущим принципом обучения принцип наглядности, т.к. в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление; развивается теоретическое мышле­ние.

2.МЕСТО МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оптимальным вариантом является наличие в школе кабинета по естество­знанию - специально оборудованного помещения, имеющим комплекс средств. Чаще всего в кабинете начальной школы естествознанию отводится определенная часть помещения, включающая в себя:

1. Методический отдел: дидактический материал (карточки с заданиями, игры), методические разработки (планирование, конспекты уроков, внеклассных занятий и экскурсий), литература по естествознанию и краеведению.

2. Учебное оборудование: коллекции, каты, таблицы, ТСО, лабораторное оборудование.

3. Экспозиции: стенды, выставки, уголки

Средства обучения

 

 

НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Натуральные объекты

Живые объекты — это комнатные растения, которые подбираются с уче­том программы по природоведению и их требований к условиям жизни, а так­же животные, которых можно содержать в условиях уголка живой природы или кабинета природоведения. На уроках природоведения широко используются культурные растения, выращенные на учебно-опытном участке: декоратив­ные, овощные, зерновые и др., а также отдельные насекомые, домашние птицы, голуби, кролики или другие млекопитающие

Неживые объекты используются для проведения лабораторных и само­стоятельных работ, а также как демонстрационный материал на различных за­нятиях. Применяются в сочетании с живыми объектами, что значительно по­вышает и развивает познавательные возможности детей младших классов.

К натуральным неживым, или препарированным, пособиям относятся сле­дующие:

Гербарий - это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами или частями. Гербарий необходим для изучения деревьев и кустарников, культурных расте­ний, сорняков, медоносных и лекарственных растений, растений различных экологических групп.

Чучела - это натуральные объекты, которые полностью передают все внешние признаки животного (величина, форма, окраска). В начальных классах используются чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и мелких млекопитающих.

Коллекции - это группа объектов, имеющих общие признаки. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых можно рассматривать общие и от­личительные признаки, проводить сравнения и сопоставления. Используются коллекции насекомых, листьев, плодов, семян, полезных ископаемых, образцов почв, удобрений, торфа. Коллекции монтируются в специальных коробках, по­этому удобны для использования.

Влажные препараты - это объекты, зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах (сахар, соль).

Сухие препараты - это натуральные засушенные отдельные органы или це­лые растения и животные. К ним относятся наборы засушенных зерновых, тех­нических или овощных культур, препараты частей вегетативных органов рас­тений, цветков. К ним относят скелеты различных позвоночных животных, на­боры костей и др.

Искусственные наглядные пособия.

Объемные:

Модель - трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предме­та или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Модели бывают монолитными и разборными, действующими и статическими. Напри­мер, теллурий - действующая модель, при помощи которой можно показать, как осуществляется движение Земли вокруг Солнца. К крупным неразборным моделям неживой природы относятся глобус, овраг, гора.

Среди разборных моделей широко применяются модели внутренних орга­нов: сердца, легких, почек; модели цветков, плодов, семян.

В условиях школы можно изготовить разнообразные модели из пластили­на, парафина, картона, бумаги и других материалов.

Муляж - это наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, пере­дающее натуру по внешним признакам (цвет, размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению используются муляжи плодов, овощей и кор­неплодов. Готовят муляжи фабричным способом из парафина специально для учебных целей. Например, муляжи овощей и фруктов,

Аппликации — это одностороннее объемное пособие из пластилина на стекле. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия. Например, односторонний торс человека, система органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др.

Диорама — это объемная картина, на которой виден только ближний (пе­редний) план или его часть. Диорама может быть установлена в краеведческом уголке кабинета природоведения, на ней компактно изображается какой-либо ландшафт в сочетании объектов живой и неживой природы.

Плоскостные:

1. Динамические дают изображение в движении.

Экранные:

Диапозитивы - фотографическое изображение объектов природы на про­зрачной пленке, предназначенные для демонстрации на экране с помощью про­ектора.

Диафильмы - это фотографическое изображение на позитивной светочувст­вительной пленке (фильм, составленный из диапозитивов).Кадры сопровожда­ются субтитрами. Для начальных классов выпущена серия диафильмов. Мето­дика применения диафильмов в учебном процессе простая, поэтому к их де­монстрации привлекаются учащиеся. Диафильмы, как правило, используются для изучения нового материала.

Методические рекомендации к применению:

· проверка оборудования, предварительный просмотр и определения места на уроке;

· постановка перед просмотром познавательной задачи, решаемой в процессе просмотра;

· демонстрация кадров по 7-8 шт. с перерывом;

· обсуждение увиденного.

Экранно-звуковые:

Учебный фильм дает изображение в движении (в действии). Демонстрация цветного учебного фильма позволяет воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве. В процессе применения учебных фильмов обеспечивается звуковое и зрительное усвоение знаний, поэтому их еще назы­вают аудиовизуальными средствами наглядности. Используются видеокассета или диск с учебной программой.

Учебные телепередачи демонстрируются централизованно, в их содержа­ние входит строго отобранный природоведческий материал по определенным темам.

Звуковые:

Грамзаписи применяются при прослушивании голосов птиц, млекопитаю­щих. Используются магнитофонные звуковые записи, граммзаписи. Это вы­ступления ученых, отрывки рассказов путешественников, голоса живой при­роды и другие звуки.

Рекомендации к применению:

§ предварительное ознакомление с содержанием;

§ составление заданий к выбранному фрагменту для стимулирования деятельности детей;

§ продолжительность прослушивания 3-5 мин;

§ обсуждение, выводы по окончании прослушивания.

2. Статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоско­сти.

Удобны для хранения и использования. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы, схемы, карты, портреты, открытки, рисунки, разнообразный дидактический материал.

Учебная картина - плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы. Например, картины «Холм», «Овраг», «Смешан­ный лес», «Степь», «Белый медведь», «Бурый медведь», и т. д.

Учебная таблица - наглядное пособие, в котором с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о конкретном объекте при­роды.

Учебная таблица всегда имеет обучающую информацию. С целью разви­тия активности школьников используют различные типы таблиц: сравнитель­ные, инструктивные, вопросительные, контрольные, циклические, таблицы-свитки. Например, «Строение тела человека». К учебным таблицам предъяв­ляются следующие дидактические требования:

· объекты должны быть достаточно крупные; размеры, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;

· таблицы должны представлять собой монографическое изображение, поэтому на них может быть один объект, процесс или явление;

· на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения следует распола­гать в определенной дидактической последовательности; иначе гово­ря, таблицы должны быть «читаемые»;

· учебные таблицы не должны заменять натуральные объекты, а поэто­му используются как дополнение к ним;

· все таблицы и картины должны отвечать эстетическим требова­ниям.

Диаграмма - плоскостное наглядное пособие, в котором дается графиче­ское изображение числовых соотношений и величин с использованием геомет­рических фигур, линий, схем.

Схема - плоскостное краткое изображение общих признаков. Она может быть в виде рисунка (наброска) или линий. В учебном процессе применяют­ся схематические рисунки учителя и учащихся на доске.

Географические и контурные карты - изображения на плоскости объекта или отдельных его частей в уменьшенном виде. В начальной школе использу­ют настенные карты, географические атласы, контурные карты, индивидуаль­ные карты в учебниках и рабочих тетрадях. Используют политические, геогра­фические, исторические карты, карту природных зон, климатическую.

3. Разнообразные наглядные пособия используются с помощью соответст­вующего вспомогательного оборудования и технических средств обучения.

В кабинете природоведения необходимо иметь лабораторное и экскурсионное оборудование,

Лабораторное: пробирки, колбы, воронки, химические стаканы различ­ных размеров, чашки Петри, штативы, фарфоровые чашки, пинцеты, ножницы, зажимы, держатели пробирок, воронки, лупы, спиртовки; измерительные при­боры: весы, рулетки, линейки, компасы, термометры.

Экскурсионные: компас, гербарные папки, рулетки, планшеты, коробочки для семян и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: