ПОНЯТИЕ О МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ И СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Материальная база - система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.
База составляет: кабинет с учебным оборудованием, уголок живой природы, пришкольный участок, учебная экологическая тропа, географическая площадка.
Средства обучения - совокупность материальных учебно-методических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навыками, общего развития личности детей.
Средствами обучения включают в себя:
- учебное оборудование (дидактические раздаточные материалы, демонстрационные и наглядные пособия и приспособления);
- учебно-методический комплект по изучаемому курсу (учебник, учебные пособия, литература)
Оборудование можно разделить на промышленное и самодельное.
Средства обучения активизируют деятельность учащихся, особенно, если они используются для организации предметно-практической деятельности детей.
Первыми использовать средства обучения (наглядность) при изучении естествознания призывали В.Ф. Зуев, А.Я. Герд. В 20 веке были разработаны рекомендации по использованию наглядности и другого оборудования, в том числе и самодельного. В современной методике так же остается ведущим принципом обучения принцип наглядности, т.к. в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление; развивается теоретическое мышление.
2.МЕСТО МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оптимальным вариантом является наличие в школе кабинета по естествознанию - специально оборудованного помещения, имеющим комплекс средств. Чаще всего в кабинете начальной школы естествознанию отводится определенная часть помещения, включающая в себя:
1. Методический отдел: дидактический материал (карточки с заданиями, игры), методические разработки (планирование, конспекты уроков, внеклассных занятий и экскурсий), литература по естествознанию и краеведению.
2. Учебное оборудование: коллекции, каты, таблицы, ТСО, лабораторное оборудование.
3. Экспозиции: стенды, выставки, уголки
Средства обучения
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Натуральные объекты
Живые объекты — это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы по природоведению и их требований к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в условиях уголка живой природы или кабинета природоведения. На уроках природоведения широко используются культурные растения, выращенные на учебно-опытном участке: декоративные, овощные, зерновые и др., а также отдельные насекомые, домашние птицы, голуби, кролики или другие млекопитающие
Неживые объекты используются для проведения лабораторных и самостоятельных работ, а также как демонстрационный материал на различных занятиях. Применяются в сочетании с живыми объектами, что значительно повышает и развивает познавательные возможности детей младших классов.
К натуральным неживым, или препарированным, пособиям относятся следующие:
Гербарий - это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами или частями. Гербарий необходим для изучения деревьев и кустарников, культурных растений, сорняков, медоносных и лекарственных растений, растений различных экологических групп.
Чучела - это натуральные объекты, которые полностью передают все внешние признаки животного (величина, форма, окраска). В начальных классах используются чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и мелких млекопитающих.
Коллекции - это группа объектов, имеющих общие признаки. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых можно рассматривать общие и отличительные признаки, проводить сравнения и сопоставления. Используются коллекции насекомых, листьев, плодов, семян, полезных ископаемых, образцов почв, удобрений, торфа. Коллекции монтируются в специальных коробках, поэтому удобны для использования.
Влажные препараты - это объекты, зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах (сахар, соль).
Сухие препараты - это натуральные засушенные отдельные органы или целые растения и животные. К ним относятся наборы засушенных зерновых, технических или овощных культур, препараты частей вегетативных органов растений, цветков. К ним относят скелеты различных позвоночных животных, наборы костей и др.
Искусственные наглядные пособия.
Объемные:
Модель - трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Модели бывают монолитными и разборными, действующими и статическими. Например, теллурий - действующая модель, при помощи которой можно показать, как осуществляется движение Земли вокруг Солнца. К крупным неразборным моделям неживой природы относятся глобус, овраг, гора.
Среди разборных моделей широко применяются модели внутренних органов: сердца, легких, почек; модели цветков, плодов, семян.
В условиях школы можно изготовить разнообразные модели из пластилина, парафина, картона, бумаги и других материалов.
Муляж - это наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, передающее натуру по внешним признакам (цвет, размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению используются муляжи плодов, овощей и корнеплодов. Готовят муляжи фабричным способом из парафина специально для учебных целей. Например, муляжи овощей и фруктов,
Аппликации — это одностороннее объемное пособие из пластилина на стекле. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия. Например, односторонний торс человека, система органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др.
Диорама — это объемная картина, на которой виден только ближний (передний) план или его часть. Диорама может быть установлена в краеведческом уголке кабинета природоведения, на ней компактно изображается какой-либо ландшафт в сочетании объектов живой и неживой природы.
Плоскостные:
1. Динамические дают изображение в движении.
Экранные:
Диапозитивы - фотографическое изображение объектов природы на прозрачной пленке, предназначенные для демонстрации на экране с помощью проектора.
Диафильмы - это фотографическое изображение на позитивной светочувствительной пленке (фильм, составленный из диапозитивов).Кадры сопровождаются субтитрами. Для начальных классов выпущена серия диафильмов. Методика применения диафильмов в учебном процессе простая, поэтому к их демонстрации привлекаются учащиеся. Диафильмы, как правило, используются для изучения нового материала.
Методические рекомендации к применению:
· проверка оборудования, предварительный просмотр и определения места на уроке;
· постановка перед просмотром познавательной задачи, решаемой в процессе просмотра;
· демонстрация кадров по 7-8 шт. с перерывом;
· обсуждение увиденного.
Экранно-звуковые:
Учебный фильм дает изображение в движении (в действии). Демонстрация цветного учебного фильма позволяет воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве. В процессе применения учебных фильмов обеспечивается звуковое и зрительное усвоение знаний, поэтому их еще называют аудиовизуальными средствами наглядности. Используются видеокассета или диск с учебной программой.
Учебные телепередачи демонстрируются централизованно, в их содержание входит строго отобранный природоведческий материал по определенным темам.
Звуковые:
Грамзаписи применяются при прослушивании голосов птиц, млекопитающих. Используются магнитофонные звуковые записи, граммзаписи. Это выступления ученых, отрывки рассказов путешественников, голоса живой природы и другие звуки.
Рекомендации к применению:
§ предварительное ознакомление с содержанием;
§ составление заданий к выбранному фрагменту для стимулирования деятельности детей;
§ продолжительность прослушивания 3-5 мин;
§ обсуждение, выводы по окончании прослушивания.
2. Статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоскости.
Удобны для хранения и использования. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы, схемы, карты, портреты, открытки, рисунки, разнообразный дидактический материал.
Учебная картина - плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы. Например, картины «Холм», «Овраг», «Смешанный лес», «Степь», «Белый медведь», «Бурый медведь», и т. д.
Учебная таблица - наглядное пособие, в котором с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о конкретном объекте природы.
Учебная таблица всегда имеет обучающую информацию. С целью развития активности школьников используют различные типы таблиц: сравнительные, инструктивные, вопросительные, контрольные, циклические, таблицы-свитки. Например, «Строение тела человека». К учебным таблицам предъявляются следующие дидактические требования:
· объекты должны быть достаточно крупные; размеры, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;
· таблицы должны представлять собой монографическое изображение, поэтому на них может быть один объект, процесс или явление;
· на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения следует располагать в определенной дидактической последовательности; иначе говоря, таблицы должны быть «читаемые»;
· учебные таблицы не должны заменять натуральные объекты, а поэтому используются как дополнение к ним;
· все таблицы и картины должны отвечать эстетическим требованиям.
Диаграмма - плоскостное наглядное пособие, в котором дается графическое изображение числовых соотношений и величин с использованием геометрических фигур, линий, схем.
Схема - плоскостное краткое изображение общих признаков. Она может быть в виде рисунка (наброска) или линий. В учебном процессе применяются схематические рисунки учителя и учащихся на доске.
Географические и контурные карты - изображения на плоскости объекта или отдельных его частей в уменьшенном виде. В начальной школе используют настенные карты, географические атласы, контурные карты, индивидуальные карты в учебниках и рабочих тетрадях. Используют политические, географические, исторические карты, карту природных зон, климатическую.
3. Разнообразные наглядные пособия используются с помощью соответствующего вспомогательного оборудования и технических средств обучения.
В кабинете природоведения необходимо иметь лабораторное и экскурсионное оборудование,
Лабораторное: пробирки, колбы, воронки, химические стаканы различных размеров, чашки Петри, штативы, фарфоровые чашки, пинцеты, ножницы, зажимы, держатели пробирок, воронки, лупы, спиртовки; измерительные приборы: весы, рулетки, линейки, компасы, термометры.
Экскурсионные: компас, гербарные папки, рулетки, планшеты, коробочки для семян и др.