Методические рекомендации к практическим занятиям
По дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ТЕМА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Занятие 1. Литературный язык как высшая форма национального языка
План
1. Основные функции языка.
2. Литературный язык как высшая форма национального языка.
3. История развития норм русского литературного языка.
Задания для самостоятельной работы:
1. К третьему пункту плана составьте конспект статьи из учебника под ред. В.Д. Черняк «Русский язык и культура речи», стр.121- 135.
Методические рекомендации к занятию
При изучении данной темы следует обратить внимание на понятие «литературный язык», на его характерные признаки: обработанность, нормиронанность, стабильность, обязательность для всех носителей языка, наличие функциональных стилей, наличие письменной и устной форм.
Литература:
1. [2: с. 6-48] 2. [4: с. 6-60] 3. [6: с. 1-135]
Список общей литературы на стр. 18. К каждому занятию в квадратных скобках даются ссылки на литературу. Их необходимо расшифровывать следующим образом: цифра совпадает с номером рекомендуемой книги из списка, затем указывается страницы к изучаемой теме.
Занятие 2. Слово и его значение в речи
План
1. Лексическое значение слова. Лексическая сочетаемость.
2. Антонимы, синонимы, паронимы и речевая культура.
3. Русская фразеология и выразительность речи.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упражнения № 2, 4, 5, 6, 8 стр.41- 42 из учебника под ред. В.Д.Черняк; упражнения № 1 стр.69, №1 стр.77, №4 стр.84 из названного учебника.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к данному занятию следует обратить внимание на связь антонимов, синонимов, паронимов, фразеологизмов и речевой культуры. Неправильное употребление в речи названных слов приводит к грубому нарушению речевых норм русского языка.
Литература:
1.[1: с. 265-277,297-298] 2. [2: с. 160-166] 3. [6: с. 62-94]
ТЕМА 2. НОРМЫРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Занятие 1.Орфоэпические нормы русского литературного
План
1. Правила произношения гласных звуков.
2. Произношение согласных перед ударным Е в заимствованных словах.
3. Произношение некоторых сочетаний согласных.
5. Ударение в именах существительных.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 1,4,8, 17стр. 150-154 из учебника под ред. В.Д.Черняк.
2. Перепишите в тетрадь существительные, в которых часто допускаются ошибки
в ударении, запомните правильное ударение.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к занятию следует познакомиться с Орфоэпическим словарем русского языка, в котором даются сведения о правильном произношении некоторых сочетаний звуков, правильном ударении.
Литература: 1.[1: с. 332-337] 2. [6: с. 137-159]
Занятие 2. Нормы ударения имен прилагательных, глаголов, причастий
План
1. Ударение в именах прилагательных.
2. Ударение в глаголах и причастиях
Задания для самостоятельной работы:
1. Перепишите имена прилагательные (стр.160) из учебника под ред. В.Д. Черняк,
в произношении форм именительного падежа которых часто допускаются ошибки, составьте и запишите с ними словосочетания.
2. Выполните упр. № 6, 7, 8, 9,10, 11,12 стр.162-163 из названного учебника.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к занятию следует помнить, что краткие имена прилагательные в форме мужского и среднего рода имеют такое же ударение, что и в полной форме, но в форме женского рода ударение часто перемещается на окончание: ва'жный - ва'жен - ва'жно - важна'. Если ударение одинаково в краткой форме женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь форма множественного числа: бога'та - бога'то - богаты. Если же ударение в формах женского и среднего рода различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением среднего рода: гневна' - гне'вно - гне'вны.
Литература: 1.[6:с. 159-161]
Занятие 3. Иноязычные слова в современной русской речи
План
1. Особенности произношения иноязычных слов.
2. Иноязычные слова в современной русской речи.
3. Выскажите свое отношение к иноязычным словам в русском языке.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект статьи из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 46-59.
2. Выполните упр. № 2, 4, 5, 6, 7, 8 стр.59- 60 из учебника под ред. В.Д. Черняк.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к занятию следует познакомиться со Словарем иностранных слов, в котором указывается точное лексическое значение иноязычного слова и даются сведения о правильном произношении таких слов.
Литература: 1.[1:с. 334] 2. [6: с. 46-59]
Занятие 4. Нормы в морфологии. Нормы в употреблении имен существительных
План
1. Понятие морфологической нормы.
2. Род имен существительных.
3. Склонение имен существительных. Варианты падежных форм.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 1, 5, 7 из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 168-170.
2. Выполните упр. № 1, 2, 3, 4, 7 из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 175-178.
Методические рекомендации к занятию:
При рассмотрении вопроса о роде имен существительных следует обратить внимание на иноязычные слова типа хаки, букле, кенгуру и др., в трудных случаях следует обращаться либо к толковому словарю, либо к словарю иностранных слов. При рассмотрении вопроса о вариантах падежных форм нужно помнить о различных значениях родительного и предложного падежей имен существительных.
Литература: 1.[1: с. 300-304] 2. [6: с. 146-175]
Занятие 5. Трудные случаи употребления имен существительных. Имя собственное и нормы его употребления
План
1. Имя собственное и нормы его употребления.
2. Склонение иноязычных имен собственных.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 1,2,6, 7, 8, 9, 10, 12, 15 из учебника под ред. В.Д. Черняк, стр. 181-187.
2. Подготовьте небольшое сообщение на одну из тем: «Имя собственное в моей жизни», «Что значит мое имя?», «Из истории топонимов нашего края».
Методические рекомендации к занятию:
При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на неизменяемые имена собственные как русского, так и иноязычного происхождения. Необходимо запомнить, что иноязычные мужские фамилии с основой на согласный в русском языке склоняются: познакомился с Розенталем, женские же фамилии не изменяются: книга Этель Войнич.
Литература: 1.[1: с. 300-304] 2. [6: с. 178-181]
Занятие 6. Имя прилагательное, имя числительное и нормы их употребления
План
1. Образование и употребление форм степеней сравнения имен прилагательных.
2. Употребление кратких форм прилагательных.
3. Имя числительное и нормы его употребления.
4. Склонение простых и составных числительных.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 4, 5, 6,7 из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 203-204.
2. Выполните упр. № 1,2,3 из названного учебника, стр. 202-203.
3. Выполните упр. № 3,4,5,6, 7, 8 из названного учебника, стр. 236-238.
Методические рекомендации к занятию:
При рассмотрении данной темы следует помнить, что формы сравнительной степени образуются не от всех качественных имен прилагательных. Не имеют такой формы: 1) прилагательные, обозначающие объективный, но непостоянный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени: хромой, пустой; 2) многие прилагательные, обозначающие цвет или называющие масти животных: бежевый, гнедой; 3) прилагательные, в значении которых уже присутствует указание на высокую степень проявления признака.
Литература: 1.[1: с. 305-308] 2. [6: с. 187-202,205-234]
Занятие 7. Трудные случаи употребления местоимений
План
1. Употребление личных местоимений 1 и 2 лица.
2. Употребление личных местоимений 3 лица.
3. Употребление притяжательных местоимений мой, свой.
4. Употребление определительных местоимений каждый, всякий, любой.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 1, 2 из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 241-242.
Методические рекомендации к занятию:
В данной теме затруднение вызывает употребление притяжательных местоимений мой, свой. Следует помнить, что местоимение свой указывает на принадлежность чего-либо субъекту действия и употребляется в значении «принадлежащий себе, находящийся у себя в пользовании». Местоимение свой относится непосредственно к производителю действия, который в предложении занимает место подлежащего.
Литература: 1.[1: с. 308-309] 2. [6: с. 238-241]
Занятие 8. Употребление форм русского глагола, форм причастий и деепричастий
План
1. Употребление личных форм глагола. Выбор видовой формы глагола.
2. Образование и употребление причастий и деепричастий.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр.№1,2,3, 8, 9, 10 из учебника под ред. В.Д. Черняк, стр. 257-258.
Литература: 1.[1: с. 309-312] 2. [6: с. 243-257]