И наконец: здорово сыгранный рифф сможет произвести не меньший эффект чем виртуозное соло, играйте риффы, именно в них - душа рок-н-ролла!
Аккордовые формы
В предыдущих уроках вы уже познакомились с некоторыми аккордами. Давайте вспомним их и приведем эти знания в систему.
Перед вами наиболее часто используемые аккорды в первой позиции:
Эти аппликатуры получили названия аккордовых форм, как видите всего их 5 по названию аккордов в открытой позиции которым они соответствуют: A (Am), D (Dm), G, C и E (Em). Не путайте: аккорд, это сочетание звуков с тоникой на определенной высоте, а аккордовая форма - чисто графическое, прикладное понятие.
Таким образом, любой аккорд можно взять в 5 аккордовых формах используя 1 палец левой руки в качестве порожка (прием баррэ), например:
В свою очередь, любую из аккордовых форм можно перемещать по грифу с помощью баррэ и получать со сменой позиции новые аккорды:
На практике применяются 2 основные формы: E (Em) с тоникой по 6 струне и A (Am) с тоникой по 5 струне. Перемещая их по грифу, можно получить любые мажорные и минорные аккорды:
Таким образом, чтобы построить любой аккорд в выбранной части грифа, вам нужно найти на какой струне (5 или 6) находится ближайшая тоника и подставить соответствующую аккордовую форму.
Несколько слов о приеме баррэ: суть этого приема в том, что 1 палец лежит параллельно ладу «плашмя» на грифе, в то время как остальные пальцы зажимают соответствующие ноты:
Прижимайте 1 палец вблизи лада, если какие-либо из струн не звучат, попробуйте передвинуть палец вверх или вниз и найти оптимальное положение. Обращайте внимание только на те струны, за которые непосредственно отвечает 1 палец (на фото вверху 1,2,3 и 6), об остальных позаботятся другие пальцы.
В форме Am 1 палец лежит на всех струнах кроме 6, ее он приглушает верхней частью:
Когда играются мажорные аккорд в форме A, 3 палец зажимает 2,3 и 4 струны (прием полу-баррэ), 1 палец зажимает 5 струну и глушит 6, 1 струной приходится жертвовать ради удобства игры:
Вообще на электрогитаре проблем с баррэ намного меньше, чем на акустике: низкое положение струн и радиус грифа облегчают выполнение этого приема. Вместе с этим на электрогитаре аккорды с баррэ применяются чаще, чем аккорды в открытой позиции, так как их легче глушить: достаточно ослабить давление на струны левой рукой.
Этот прием иллюстрируется риффом Offspring - Why You Don't Get A Job?
Что такое рифф?
Рифф - это короткий повторяемый музыкальный фрагмент. Очень часто рифф это «лицо» песни, по которому она узнается с первых тактов (например Smoke On The Water). Риффы в песне используются в качестве вступления, аккомпанемента в куплете или припеве, в кульминации, концовке - где угодно.
Как правило, роковые риффы играются на нижних струнах, которые в сочетании с дисторшн дают мощное звучание.
Все рок-риффы можно разделить на несколько видов (все они изучаются в этой школе): одноголосные, в «открытых» тональностях на основе квинты, блюзовые в Е мажоре, с «педальным» тоном, аккордовые. Правда, разделение это достаточно условное, так как в одном риффе могут встречаться комбинации этих видов.
Поняв принципы по которым строятся риффы, попробуйте придумать что-нибудь свое. Не бойтесь показаться банальным, но и не страшитесь экспериментов.
Риффы в тональности А.
Прежде чем приступить к этой теме, оговоримся, эти риффы встречаются в любой музыке, вышедшей из блюза: блюз-роке, рок-н-ролле, хард-роке, глэм-роке и т.д и прекрасно звучат как на чистом звуке, так и с разной, в зависимости от стиля, степенью дисторшн. Играя с «перегрузом», применяйте глушение правой рукой palm muting.
Основа этих риффов - Power - аккорд, то есть обыкновенная квинта, к которой добавляются те или иные ступени гаммы на разных струнах. Большая часть риффов играется в «открытых» мажорных тональностях: Ми, Ля, Ре*. Для удобства мы рассмотрим принцип построения риффов в наиболее часто встречающейся тональности Ля мажор (в примерах риффов известных исполнителей тональность может быть иной, но сами идеи останутся те же).
Несколько слов о ритмике: вы можете играть эти риффы как ровными 8-ми, так и в ритме свинг. Не забывайте отсчитывать ногой метр, если есть метроном или драм-машина, используйте и их тоже.
Итак, power-аккорд в «открытой» позиции Ля:
Первый палец при исполнении риффов не снимается и глушит 3,2 и1 струны. Большой палец приглушает 6 струну:
Добавим одну ноту на 4 струне (сексту) и получаем простейший блюзовый рифф:
Рифф № 1
Видео1
Этот рифф используется в бессчетном количестве песен, вы можете позаниматься им на примере риффа AC/DC - The Jack.
Добавим еще одну ноту на 4 струне (септиму) и получаем несколько усложненную версию первого риффа:
Рифф №2
Видео 2
Обратите внимание - 3 палец не снимается со струны, когда ставится 4. Этот рифф так же использовался бесчисленное количество раз, как в «открытой», так и в «закрытых» тональностях, пример- A. Cooper- Dirty Dreams.
Перейдем к добавочным нотам на 5 струне, это мажорная и минорная терции:
Рифф №3
Видео 3
Так же как и в Риффе №2, 2 палец не снимается, когда ставится 3.
Очень часто ноты на 5 струне, впрочем, как и на 4, берутся приемами Hammer on и Pull off, например таким образом:
Рифф №4
Видео 4
Простой рифф Led Zeppelin - When The Levee Breaks прекрасная иллюстрация этой техники.
А теперь давайте объединим добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф:
Рифф №5
Видео 5
Используя эти ноты в сочетании с Hammer on и Pull off вы можете сыграть следующие риффы: