Реализация проекта.
Мотивация: Качество исследования зависит от качества исходной информации.
Реализация проекта включает действия и мероприятия, направленные на достижение поставленных целей и задач, то есть организацию исследовательской деятельности. Основное требование – наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения.
Выбор источников информации
Все источники информации для проведения исследования можно разделить на несколько типов:
Источники информации | ||
Первичные | Вторичные | Третичные |
Отчеты | Газеты | Рефераты |
Диссертации | Книги | Энциклопедии |
Правительственные публикации | Журналы | Словари |
Рукописи | Интернет | Библиографии1 |
Первичная информация - это те документы и издания, в которых отражены новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов. Она необходима, когда анализ вторичных сведений не дает нужной информации.
Трудности:
- Для их поиска и анализа требуется большое количество времени,
- Некоторые данные могут быть не получены (закрытая информация, доступ к сбору ограничен).
Вторичная и третичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследовательской проблемы. Этот вид информации наиболее часто используется, так как:
- более доступна, чем первоисточники
- удобство и простота в использовании по сравнению с первоисточниками
Трудности:
- может быть старой или устаревшей
- обладает наименьшим уровнем доказательности по сравнению с первоисточником.
Сбор информации
Качество и результаты реализации исследовательской задачи зависят от выбора и применения методов сбора и анализа данных (методы исследования). К традиционным методам исследования относятся:
- эмпирические - предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические – совершаются в уме, когда объект исследования (умственный образ) ставится в различные мысленные условия и анализируется его возможное поведение на основе логических рассуждений.
В зависимости от метода исследования выбирают методы (способы) сбора информации:
Методы сбора информации | |
Теоретическое исследование | Эмпирическое исследование |
конспектирование — выделение главных идей и положений работы; | наблюдение (самонаблюдение) - характеризуется прямой регистрацией фактов в момент совершения конкретных действий; |
аннотирование— краткая запись общего содержания книги или статьи; | эксперимент(лабораторный и естественный): процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен; |
реферирование— сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; | тестирование: метод измерения и оценки различных качеств и состояния объекта; |
цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике; | опрос(анкетирование, интервью, беседа): получение ответов на задаваемые вопросы – письменно, устно; |
составление библиографии— перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой | моделирование(математическое, кибернетическое, имитационное и т.д.): изучение объекта путем создания и анализа его модели |
Создание проектного продукта
Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.
По своему виду проектные продукты могут быть:
- материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
- действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
- письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.
Соотношение типа проекта и жанра проектных продуктов:
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира).
Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.