Задание 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Задание 2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
Задание 3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс 2) структура 3) эволюция 4) реформа 5) спад 6) стратификация
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 4. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Функции науки |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала | |
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство | 1)производственная |
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы | 2) прогностическая |
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей | |
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара | |
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата |
Задание 5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Операции | Формы познания |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета | |
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа | 1) чувственное |
B) фиксация существенных свойств предмета | 2) логическое |
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета | |
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств | |
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
Задание 6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений 2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта 4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента 6) объяснение существующих взаимосвязей
Задание 7. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений. 2) выдвижение и обоснование гипотез. 3) фиксация обобщений в виде законов. 4) получение количественных данных об изучаемом объекте. 5) разработка научных теорий 6) объяснение существующих взаимосвязей
Задание 8. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) знание, выраженное в доступной форме 2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом 3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека 4) знание, соответствующее интересам субъекта 5) знание, имеющее широкие возможности для распространения 6) знание, которое разделяет большинство людей.
Задание 9. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2) Объективная истина в социальном познании не достижима. 3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах. 4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным. 5) Одной из социальных наук является филология.
Задание 10. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание. 2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации. 3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. 4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания. 5) Истина всегда объективна.
Часть 2.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
1. Какие два определения познания дают авторы?
2. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
3. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
4. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
5. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинно и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.
6. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Сдать работу до 20.11.20