Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
Веселость – беззаботно-радостное состояние.
Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
Нежность – проявление любви, ласки.
Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
Этап II. Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов теста
Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:
С = (Р / И) х 100%
Уровни самооценки | ||||||
Неадекватно-низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Неадекватно-высокий |
Мужчины | ||||||
0-10 | 11–34 | 35-45 | 46-54 | 55-63 | 64-66 | |
Женщины | ||||||
0-15 | 16-37 | 38-46 | 47-56 | 57-65 | 66-68 |
Интерпретация результатов теста
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).
Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.
Темы докладов: 1. Взаимосвязь между способом совершения преступления и психологическими особенностями преступника. 2. Социально-психологические факторы преступного поведения. 3. Проявление различных типов темперамента в профессиональной деятельности юриста. 4. Учет эмоциональных состояний в юридической практике. 5. Психологическое и правовое понимание вины.
Список рекомендуемой литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. М., 2001. 192 с.
2. Бородина А.В. Психология характера. М.: МГУ, 1997.
3. Масленников Д.В. Профессиональный психологический отбор судебных приставов: диссертация... кандидата психологических наук. СПб., 2007.
4. Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ОВД. Киев, 1999.
5. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.
6. Психология и педагогика. Под ред. Радугина. М.: МГУ, 1996.
7. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ, 1997.
8. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. М.: Юнити, 2005.
9. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2003.
10. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2002.
Тема 4. Психология девиантного поведения
Количество часов: 2
Вопросы занятия
1. Понятие о девиантном поведении и его виды.
2. Психология преступного поведения.
3. Взаимосвязь зависимого, агрессивного, суицидального и криминального поведения.