Неблагополучная семья как институт воспитания




 

Тип неблаго получной семьи Факторы, определяющие семейное неблагополучие Формы жестко го обращения с детьми Дефекты воспитания
Алкогольная Пьянство, алкоголизм; асоциальный образ жизни, социальная безответственность; половая распущенность социальный паразитизм; отсутствие средств на содержание детей Эмоциональное насилие; пренебрежение интересами ребенка; физическая и сексуальная эксплуатация ребенка Игнорирование базовых потребностей ребенка в пище, одежде, медицинских услугах, образовании; плохие санитарно-гигиенические условия; ограничение возможностей личностного развития ребенка: отсутствие контроля и поддержки; вовлечение детей в потребление алкоголя, токсичных веществ; заброшенность детей; принудительный непосильный труд; сексуальное развращение
Наркозависимая Потребление наркотиков и токсичных веществ; риск заболеваний, передаваемых половым путем (гепатит, ВИЧ); отсутствие средств на содержание детей; социальный паразитизм Эмоциональное насилие; пренебрежение интересами ребенка физическая и сексуальная эксплуатация ребенка То же, плюс приучение ребенка к наркотикам
Криминогенная Наличие судимости у членов семьи или пребывание кого-либо из них в местах заключения; делинквентные формы поведения родителей; игнорирование об­щественных норм и законов; социальный паразитизм, цинизм Культ силы; отрицание общепринятых норм пове­дения и моральных цен­ностей; направленность на ценности криминаль­ной субкультуры; физи­ческие наказания детей; отсутствие родительского авторитета Эмоциональ­ное, физическое насилие Непоследователь­ность воспитатель­ных действий; низ­кая воспитательная культура   Эмоцнональное, физическое насилие   Культ силы; отрицание общепринятых норм поведения и моральных ценностей; направленность на ценности криминальной субкультуры; физические наказания детей: отсутствие родительского авторитета
Педагогически несостоятельная Непоследовательность воспитательских действий: низкая воспитательная культура Эмоциональное, физическое насилие   Ограничение возможностей личностного развития ребенка; слабый родительский контроль; низкая поддержка; отсутствие доверительных отношений; ложь и невыполнение обещаний как норма отношений; отсутствие эмпатии; постоянная критика, оскорбления и унижение ребенка; физические наказания
Дезорганизованная Супружеские конфликты, отсутствие общих интересов и взаимопонимания; отрицание супружества как ценности Эмоциональное насилие Отчужденность в отношениях с детьми; отсутствие доверительных отношений; недостаточная поддержка и эмпатия; двойная мораль  
Нетипичная - неполная Отсутствие одного из родителей; отсутствие средств на содержание детей; ограниченность контактов с детьми; недостаточная забота о здоровье ребенка Непредумышленное (вынужденное) пренебрежение основными нуждами ребенка   Ограничение возможностей личностного развития ребенка; слабый родительский контроль; недостаточная поддержка; низкий авторитет взрослого; затрудненность полоролевой самоидентификации ребенка  
- с внебрачным ребенком Отсутствие отца; отсутствие средств на содержание ребенка; часто - социальная безответственность матери ее беспорядочные половые связи недостаточная за бота о здоровье ребенка   Пренебрежение основными нуждами ребенка; сексуальная физическая эксплуатация   Ограничение возможностей личностного развития ребенка, его заброшенность, безнадзорность высокая сексуальная информированность; дефицит любви; низкий авторитет матери; затрудненность полоролевой само идентификации
- многодетная семья Отсутствие средств на содержание детей; ограниченность контактов с детьми   Непредумышленное (вынужденное) пренебрежение основными нуждами ребенка; физическая эксплуатация (детский труд) Ограничение возможностей личного развития детей; дефицит любви; отсутствие доверительных отношений с детьми  
- созданная в результате повторного брака Ограниченность контактов родителей с детьми; эмоциональное отстранение; совместное проживание сводных детей Эмоциональное, сексуальное насилие   Слабый контроль за поведением ребенка; недостаточная поддержка; безнадзорность; дефицит любви; отсутствие доверительных отношений с детьми; сексуальное развращение (инцест)
- безработных Отсутствие средств на содержание детей; неблагоприятный психологический климат; социальная дезадаптация родителей; потеря жизненных ориентиров Непредумышленное (вынужденное) пренебрежение основными нуждами ребенка; эмоциональное насилие   Ограничение возможностей личностного развития ребенка; низкий авторитет родителей; безнадзорность; отсутствие родительского контроля  
Родители инвалиды Отсутствие средств на содержание детей; специфические проблемы родителей; отсутствие полноценных социальных связей: социальная дезадаптация   Непредумышленное (вынужденное) пренебрежение основными нуждами ребенка   Ограничение возможностей личностного развития ребенка; слабые социальные связи; недостаточный контроль; низкий авторитет родителей  

 

 


Педагогически несостоятельная семья с низкой воспитательной культурой чаще всего использует в качестве меры наказания детей физическое насилие (побои, ограничения в пище и т.п.). В криминогенных семьях, где взрослые, имеющие опыт пребывания в местах заключения, исповедуют социальный паразитизм, присутствуют в равной мере и физическое, и психологическое насилие (культ силы и криминальная субкультура).

Факторы неблагополучия семейных групп подразделяются нами на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относятся: личностные характеристики взрослых членов семьи – субъектов воспитательного процесса: вредные привычки и пристрастия, непедагогические методы воспитания, супружеские конфликты, деструктивная система межличностного общения, криминальная субкультура и т.п. Субъективные факторы могут стать причиной развода или преступления, их воздействие приводит к алкоголизму, наркомании и т.п.

Объективные факторы – это внешние условия жизнедеятельности семьи, которые нельзя изменить волевыми усилиями ее членов. Это могут быть: безработица, жилищные проблемы, бедность, болезнь, военные действия, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и т.п.

В предлагаемой нами типологии семейного неблагополучия все семьи можно сгруппировать по принципу преимущественного воздействия тех или иных факторов. К первой группе с преимущественным влиянием субъективных факторов неблагополучия – относятся алкогольные, наркозависимые, криминогенные, педагогически несостоятельные и дезорганизованные семьи.

Другую группу составляют так называемые нетипичные семьи. По определению, принятому в научной практике, это семьи, которые имеют отличия от социальной нормы, вызванные системными причинами. Воспитательная несостоятельность этих семей связана с их структурными особенностями (неполная, с внебрачным ребенком, многодетная, созданная в результате повторного брака), а также с неблагоприятными сопутствующими социальными условиями (семьи безработных, беженцев, мигрантов, инвалидов и т.п.).

Одной из главных целей социальной политики является реабилитация семьи. Средства и методы воздействия выбираются в зависимости оттого, к какой из рассмотренных групп принадлежит неблагополучная семья.

В работе с семьями первой группы применяются, прежде всего, методы индивидуальной психологической коррекции, а в случае, если неблагополучие обусловлено объективными факторами, вступают в действие общегосударственные социально-правовые и социально-экономические меры. В зависимости от факторов, провоцирующих неблагополучие фиксируются характерные дефекты воспитания детей (см. табл. 1).

В семьях алкоголиков и наркоманов дефекты воспитания идентичны. В обоих типах семей отмечаются материальные трудности, игнорируются базовые потребности ребенка, наблюдаются низкий контроль и отсутствие поддержки со стороны взрослых, не созданы условия для личностного развития ребенка, существует вероятность что он попадет под влияние криминальных элементов или станет их жертвой.

В криминогенной семье насаждается криминальная субкультура, отрицаются одобряемые обществом моральные и поведенческие нормы и ценности, культивируется агрессия.

Для педагогически несостоятельных семей характерны жесткий контроль, слабая моральная поддержка детей, чрезмерные критичность и требовательность по отношению к детям, невыполнение данных им обещаний и прямая ложь, ограничение возможностей личностного развития и т, п.

Дезорганизованная семья с ее внутренними конфликтами строит отношения с детьми на принципах взаимного отчуждения, низкой доверительности и поддержки при отсутствии эмпатии.

Обратимся теперь к анализу дефектов воспитания детей в нетипичных семьях, где факторы неблагополучия носят преимущественно объективный характер, а успешность реабилитации во многом зависит от эффективности государственных мер помощи и поддержки. Самая массовая категория нетипичных семей - это неполная, возникшая в результате смерти одного из супругов или развода. Для такой семьи характерны: низкий уровень контроля и слабая поддержка (как результат ограниченности времени воспитывающего родителя), низкий авторитет родителя (после развода), отсутствие в семье образца для полоролевой самоидентификации, ограничение возможностей личностного развития ребенка (материальные трудности).

Следующая категория – материнская семья, возникшая в результате внебрачного рождения ребенка. Структурно она также представляет неполную семью, однако механизмы ее формирования иные, что определяет воспитательную специфику. Изначальное отсутствие в семье мужа (отца ребенка) во многих случаях свидетельствует о низкой социальной ответственности женщины, а материальная необеспеченность является устойчивой характеристикой такой семьи. В результате имеет место пренебрежение основными потребностями ребенка, существуют вероятность его раннего приобщения к непосильному труду (физическая эксплуатация) и риск использования его для сексуальных услуг (сексуальная эксплуатация). В большинстве случаев в таких семьях процветает безнадзорность.

К разряду семей с неявными дефектами воспитания следует отнести многодетные семьи, где родители из-за своей загруженности повседневными делами недостаточно ласковы с детьми, не имеют возможности демонстрировать им свою любовь. В многодетных семьях имеют место непредумышленное пренебрежение основными нуждами детей и ограничение возможностей их личностного развития, а также раннее приобщение к труду (физическая эксплуатация). Многодетность сегодня часто рассматривается как фактор социального риска еще и потому, что с ней обычно соседствуют другие, более тяжелые формы неблагополучия: внебрачная беременность, неконтролируемая рождаемость, беспорядочные половые связи, алкоголизм. Наличие таких поведенческих отклонений в многодетной семье приводит к накоплению дополнительных дефектов воспитания, усугубляющих дезадаптацию ребенка.

Свои особенности и отклонения в воспитательном процессе наблюдаются в семьях, созданных в результате повторного брака.

Фактором неблагополучия может стать совместное проживание детей от разных браков. В случае если родители не могут относиться к ним одинаково внимательно и дружелюбно, возникает эмоциональное отчуждение. Как психологическое насилие может рассматриваться ограничение контактов детей со вторым биологическим родителем. Именно в семьях этого типа чаще всего имеют место случаи сексуального насилия над детьми (инцест). Дефекты воспитания обусловлены низким родительским контролем, слабой поддержкой со стороны родителей, безнадзорностью, высокой вероятностью сексуального посягательства на детей (развращение несовершеннолетних).

К числу неблагополучных в воспитательном отношении следует отнести также семьи безработных. В силу объективных обстоятельств они находятся за чертой бедности и не имеют средств для удовлетворения базовых потребностей детей. Пренебрежение основными нуждами ребенка, хотя и непредумышленное в данном случае, рассматривается международной практикой как жестокое обращение. В такой семье авторитет родителей низок, дети имеют ограниченные возможности для личностного развития, пользуются излишней самостоятельностью; высока вероятность использования родителями детей как рабочей силы (физическая эксплуатация).

Еще одна категория нетипичных семей с явными признаками воспитательного неблагополучия - это семьи родителей-инвалидов. В таких семьях повсеместно отмечаются бедность, низкий уровень жизни, а значит, невозможность удовлетворить основные потребности ребенка (пренебрежение потребностями). Особенности семьи инвалидов - социальная изоляция родителей, отсутствие полноценных связей с внешним миром. Личностный рост ребенка ограничен. Воспитание затруднено из-за низкого авторитета родителей, их неэффективного контроля, безнадзорности детей, недостаточности внесемейных контактов.

Выше были рассмотрены разные категории неблагополучных семей, дифференцированных по воспитательному потенциалу: факторам неблагополучия, формам жестокого обращения с детьми, дефектам воспитания. Остановимся на изъянах социализации детей в неблагополучных семьях рассмотренных типов. Отклонения проявляются во внешнем виде ребенка, а также в его физическом, психическом и социальном развитии (табл. 2)


Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: