Развитие методики преподавания природ-я в советский период дог 70-х гг.
Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом перестроила все народное образование. Многочисленные сословные школы царской России сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обучения мальчиков и девочек.
Цель трудовой школы — политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частично в учебной мастерской или на школьной ферме, частично на фабриках, заводах и т. д.
Перед школой встают новые задачи: воспитание материалистического мировоззрения, атеистической убежденности; образование и воспитание в труде и в тесной связи с производительным трудом; воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Исходя из этих задач новая школа строилась как единая во всех своих звеньях, доступная детям трудящихся.
Единая трудовая школа разделяется на две ступени: первая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — от 13 до 17 лет. Основой школьной жизни становится производительный труд как общественно необходимый. Он тесно связывается с обучением.
В 1920 г. был создан новый учебный план школы, который в качестве главной задачи поставил вооружение учащихся знаниями на уровне современной науки, в котором значительное время отводилось на изучение наук о природе и обществе.
Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проблем педагогики, повлиявших на развитие методики преподавания естествознания. Н. К. Крупская указывала на громадное значение естествознания и географии в школьном обучении. Она настаивала на признании естествознания (физики, химии, биологии) основным предметом школьного обучения для учащихся всех возрастов, так как оно дает материалистическое понимание явлений, возможность использовать целесообразно силы природы.
Материал по естествознанию в школе первой ступени был достаточно цельным, законченным и подготавливал учащихся к восприятию материала курса ботаники и зоологии в средней школе.
Ягодовский Константин Павлович (1877—1943)__замечательный педагог, методист, значительно способствовал становлению и развитию школьного природоведения в советский период. Именно в первые годы Советской власти он завершает многолетние исследования по методике естествознания, нашедшие отражение в следующих его работах: «Уроки по естествознанию в начальной школе» (1921), «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» (1926), «Живой уголок в школе и дома» (1927), «Как преподавать естествознание в начальной школе» (1936).
Прежде всего, в процессе обучения, знакомя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств. В результате чувственного восприятия предмета или явления природы у ребенка формируется ряд ярких представлений, характеризующих изучаемый предмет или явление. По мере накопления представлений ребенок начинает их обобщать, приводить в систему и постепенно подходит к понятию. Прежде всего ребенку нужно помочь среди совокупности признаков предмета или явления выделить существенные признаки и на основании этого сделать обобщения.
Чтобы выполнить указанные выше задачи, К. П. Ягодовский рекомендовал в каждом отдельном случае ясно видеть цель урока или всякой предстоящей работы, определить содержание работы, т. е. тот материал, которым будет пользоваться учитель для достижения цели, найти методы и формы работы.
Половинкин Александр Александрович (1887—1955) —Свои основные труды посвятил методике преподавания географии, в которых показал пути осуществления идей активизации учащихся на уроках, раскрыл необходимость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей местностью. Также он обратил внимание учителей на работу с планом, картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии.
Развитие методики препод-я природ-я на современном этапе
Наиболее существенным изменением в структуре и построении курса средней школы в 70-е годы явился переход с четырехлетнего на трехлетний курс начального обучения, что связано с изменением роли начального обучения в общей системе народного образования. В условиях всеобщего восьмилетнего излишне растянутый курс начального обучения неизбежно приводил к повторениям одного и того же материала на смежных ступенях обучения.
В соответствии с этими изменениями, природоведение как учебный предмет изучалось во II—III классах начальной школы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтения статей из учебника «Родная речь».
Развитию методики преподавания природоведения как науки в 60—80-е годы способствовали известные методисты этого времени П. А. Завитаев, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Мельчаков,
3. А. Клепинина и др.
Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по природоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведению, большое внимание уделяет разработке проблемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Мельчаков Леонид Федорович — методист по природоведению в начальной школе. Он является автором школьного учебника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития детей в процессе обучения природоведению.
Много внимания уделяет он методической подготовке будущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им написаны «Уроки природоведения в 3 классе» (М., 1980).
Клепинина Зоя Александровна — автор ряда учебников по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами разработки содержания начального природоведения. Ею в содружестве с Л. П. Чистовой разработаны «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по природоведению для учителей начальных классов, разрабатывает методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу. Совместно с Л. П. Чистовой ею написаны «Уроки природоведения во 2 классе
(8