Сказка Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»




Идея человека – творца природы, созидателя счастья – пронизывает и сказку быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Произведение это в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланово. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой; о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, и победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя и Митраша подарили эвакуированным из Ленинграда детям.

Как и в других произведениях Пришвина, в "Кладовая солнца" передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.

Нравственная проблематика в повести:

Образ собаки Травки так значителен в развертывании сюжета, что Пришвин первоначально назвал все произведение “ Друг человека”. Люди по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждалась человечность.

В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. “Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах”.

Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается “характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки.

Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла – волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась “золотая уточка” Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что “большая человеческая правда. есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”. Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее “Кладовой солнца”: “Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

– Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет.
– Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
– И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода”. Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам.

Сказочное и реалистичное в природе:

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сказочность есть в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. Дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали.

Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: «В одном селе, возле Блудова болота...». Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, обстоятельств повествования.

Волку и тетереву автор дает прозвища — Серый помещик и Косач. Ели, встречающиеся на пути Митраше, предстают в образе старушек: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот она голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а в другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...».

Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

Сам сюжет является тради­ционно сказочным: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но в то же время это вполне реальное событие

Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы доб­рые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.

Природа будто бы наделена душой и созанием, приходя на помощь детям в их трудной ситуации.

Характеристика героев:

Антипыч - Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовить-ся. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нужда-ются в помощи.

Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте. Митраша оказался в беде потому, что

понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпу-стила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Рассказчики – Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: