МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГБОУ ВПО "МГСУ")
Национальный исследовательский университет
Институт строительства и архитектуры
Кафедра: Технологий и организации строительного производства (ТОСП)
Самостаятельная работа
по дисциплине: «Основы нормативной базы в строительстве»
Тема: «Нормы и нормативы в организационно-технологической документации в строительстве и в ее основных составляющих»
Вариант № 81
Выполнил: ИСАм 1-7 Атанесян Г. Н.
Преподаватель: Синенко С.А.
г. Москва, 2016 г.
Содержание.
1. Содержание..........................................................................................................2
2. Введение...............................................................................................................3
3. Нормы и нормативы в организационно-технологической документации в строительстве и в ее основных составляющих.....................................................4
4. Заключение...........................................................................................................8
5. Список использованной литературы.................................................................9
Введение.
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельной и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Нормы и нормативы в организационно-технологической документации в строительстве и в ее основных составляющих.
Система нормативных документов в строительстве (далее-система) представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Нормативный документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей.
Термин "нормативный документ" в системе нормативных документов в строительстве охватывает такие понятия, как строительные нормы и правила, свод правил, территориальные строительные нормы, стандарт.
Основным нормативным документом в системе нормативных документов в строительстве является СНиП 10-01-94.
Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:
- государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
- нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, который этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" (далее - ГОСТ Р 1.0) в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы действуют на всей территории Российской Федерации, к ним относятся:
- ФЗ – федеральные законы (Градостроительный кодекс РФ);
- ПП – постановления правительства РФ;
- СНиП – строительные нормы и правила (устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции);
- СанПИН – санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
- ГОСТ Р – Государственные стандарты РФ в области строительства (устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции);
- ГОСТ М – государственные стандарты международные;
- СП – свод правил по проектированию и строительству (устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами);
- РДС – руководящие документы системы (устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях).
Нормативные документы субъектов РФ действуют на территории субъекта, к ним относятся:
- Постановления Правительства (М -ской) области;
- ТСН – территориально-строительные нормы (устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России).
Ведомственные (министерские) нормативные документы включают в себя:
- НПБ – нормы пожарной безопасности;
- НТП – нормы технического проектирования;
- ПУЭ – правила устройства электроустановок и др.
К отраслевым нормативным документам относятся СТП и СТО – стандарты предприятий и объединений (устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции; при этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий).
Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительствомзадач с тем, чтобы обеспечить:
- соответствие строительной продукции своему назначения и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
- безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
- защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
- надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
- выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
- взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
- организационно-методические и общие технические правила, и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
- объекты градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы;
- промышленная продукция, применяемая в строительстве - строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
- экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
Заключение.
Система нормативных документов в строительстве (далее-система) представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Нормативный документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей.
Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.
Система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач и обеспечивать:
· Соответствие строительства своему назначению для жизнедеятельности населения
· Безопасность строительной продукции
· Защиту людей от неблагоприятных воздействий и ЧС
· Надежность и качество строительных конструкций, оснований и инженерного оборудования
· Выполнение экономических требований
Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
Список использованной литературы.
1. Руководство ИСО/МЭК 51:1990. Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты.
2. ГОСТ Р 53195.1-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Основные положения.
3. ГОСТ Р 53195.2-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Общие требования.
4. ГОСТ Р 53195.3-2009 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Требования к системам.
5. Любимов М.М., Щербина В.И. Концепция системы национальных стандартов по системам безопасности зданий и сооружений // Глобальная безопасность. 2008. № 1. С. 17-25.
6. Федеральный закон от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
7. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
8. СНиП «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства»
9. СНиП «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации»
10. ГОСТ «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»
11. Абарыков В.П. Оптимизация системы проектирования в строительстве. М., Грааль, 2000
12. Олейник П.П. Организация строительного производства. М., Издательство АСВ, 2010
13. СНиП 12-01-2004 (актуализированная редакция). Организация строительства. М., 2011
14. Гульванесян Х и др. Руководство для проектировщиков к Еврокоду 1: воздействия на сооружения. Изд. МГСУ. 2011
15. Гульванесян Х и др. Руководство для проектировщиков к ЕврокодуEN 1990: основы проектирования сооружений. Изд. МГСУ. 2011
16. Васина Н. и др. Информационные ресурсы Internet/РРГУ. М., 1999.
17. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебник для вузов / Под общ.ред. Д. Б. Новикова, В. Л. Камынина. М., 1999.
18. Правовая информация: проблемы доступа и управления. Справочник потребителя. М.: Инвента, 1997.
19. Выдержки из Строительных Еврокодов: пособие для студентов строительных специальностей: Пер.с англ. Гульванесян Х.и др.; Изд. МГСУ. 2011
20. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб.для вузов М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002 – 210 с.
21. Отраслевой стандарт Госкомвуза РФ. Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения 01.002-95 – 95 с.
22. СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства"
23. Мастер-классы по общеевропейским техническим условиям 0,1,2. British Standard Institute (BSI), 2011(www. bsigroup.com/conferences).
24. Structural Eurocodes (Extracts from the Structural Eurocodes for students of structural design. Third Edition) British Standard Institute (BSI), 2011
25. Eurocode: Basis of structural design. EN 1990: 2002
26. Eurocode 1: Actions on structures. EN 1991: 2002
27. Eurocode 2: Design of concrete structures EN 1992-1-1: 2004, General rules and rules for buildings.
28. Алмазов. В. О. Проектирование железобетонных конструкций по Евронормам. Москва. АСВ. 2007, 2011, стр. 215.