Дидактических игр для профилактики дисграфии у детей
Предлагаем подборку коррекционно-развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игры помогут развить оптико-пространственную ориентацию, слоговую структуру слова, сформировать моторные функции, развить.
Ребенок с дисграфией допускает большое количество ошибок в речи и письме. Дисграфия мешает детям освоить грамоту в начальной школе: они пропускают и добавляют буквы, не дописывают или искажают слова. Чтобы научить ребенка воспринимать, произносить и в дальнейшем писать лексические единицы, сформируйте у него оптико-пространственную ориентацию, а затем научите динамически и ритмически организовывать движения.
Игры на развитие оптико-пространственной ориентации
Повернитесь спиной к детям и попросите повторять за вами. Сначала покажите симметричные движения: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. Затем перейдите к несимметричным: одна рука в сторону, другая – на пояс; одна рука на плечо, другая – в сторону; одна рука на плечо, другая – на пояс.
С помощью зеркала перемещайте солнечный зайчик по комнате. Попросите детей называть расположение зайчика, например: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко».
Раздайте детям листы бумаги и простые карандаши. Попросите выполнить ваши инструкции, например: «Нарисуй треугольник, круг, треугольник, круг. Продолжи дорожку» или «Нарисуй два треугольника, один круг. Продолжи дорожку».
Раздайте детям наборы геометрических фигурок разной величины. Предложите детям выполнить действия с фигурами, например: «Положи маленький круг, средний, большой. Продолжи ряд».
Раздайте детям листы бумаги и цветные карандаши. Попросите нарисовать коврики по инструкции: «Нарисуй синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика – по одному маленькому желтому кругу».
Приготовьте каждому по две полоски: короткую и длинную. Раздайте изображения домиков и зайцев, которые находятся близко и далеко друг от друга. Попросите выбрать дорожку к домику для зайчика и объяснить почему. Например, ребенок отвечает: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка. Этот зайчик близко – ему нужна короткая дорожка».
Игры на формирование моторных функций
Повернитесь спиной к участникам и попросите повторять движения за вами. Покажите детям серию из двух движений и попросите их продолжить самостоятельно. Добавьте в серию третье движение.
Примеры серий из двух движений: руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх.
Примеры серий из трех движений: руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз.
Попросите воспитанников выстроиться друг за другом по кругу. Три раза хлопните по плечу ребенка, который стоит рядом с вами, и попросите правильно передать привет по кругу. Следите, чтобы дети соблюдали заданный темп или ритм.
Когда привет вернется к вам, задайте детям вопросы: как хлопали по твоему плечу? сколько раз хлопнули? хлопки были одинаковые или разные?
Предложите детям смотреть на картинки и хлопать правильно. Если вы показываете изображение цветка с бабочкой, они делают сильный хлопок. Если на цветке бабочки нет, хлопают слабее.
Попросите поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки к указательному, среднему, безымянному и мизинцу. Выполните задание в умеренном, медленном и быстром темпе. Повторите упражнение для левой руки и для двух рук одновременно.
Предложите прикоснуться к каждому пальцу по два раза подряд. Выполните все шаги, как и в предыдущем задании. Увеличьте количество прикосновений до трех или четырех.
Когда дети освоят упражнение, попросите чередовать касания. Например, два раза дотронуться большим пальцем до указательного, один раз – до среднего, два – до безымянного, один – до мизинца. Поочередно выполните задание правой, левой и двумя руками.
Дайте задание поочередно прикоснуться пальцами правой руки к одноименным пальцам левой руки. Выполняйте упражнение в умеренном темпе. Повторите движения медленно и быстро.
Разложите перед ребенком картинки: символы с изображениями артикуляционных упражнений. Указательным пальцем прикасайтесь к картинкам и просите ребенка повторить движение. Например, покажите на картинку «Трубочка», ребенок должен вытянуть губы трубочкой; покажите картинку «Заборчик», чтобы ребенок растянул губы в улыбке. Используйте чередования движений: «Заборчик» – «Трубочка»; «Лопаточка» – «Иголочка»; «Качели» – «Часики»; «Окошко закрылось» – «Окошко открылось».