Отношениях
2.1. Природа современного терроризма.
Согласно Толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова трактовка
слова «природа» выглядит так: «Природа явления – это сущность, основное
свойство чего-либо». Современный терроризм берет начало с 1960-ых годов
после распада ряда колониальных империй: Голландской, Французской,
Британской, Португальской, Бельгийской. Это в частности было вызвано
подъемом национального самосознания народов, победивших фашизм.
Террористические акции являлись формой партизанских действий в борьбе
за независимость. Изменение геополитической и геостратегической
обстановки в мире способствовало трансформации терроризма в
политическом и военном смысле. Террористические акты стали массовым
явлением к концу XX века и использовались в качестве средства достижения
политических целей преступников. В начале XX века колонии несмотря на
политическую независимость от метрополий все еще находились под их
экономическим и военно-политическим влиянием, что в свою очередь
поспособствовало приходу к власти диктаторских и монархических режимов,
обещающих «стабильность, порядок и величие» освободившимся из-под
колониального гнета народам. Эти режимы предоставляли льготы Западу на
сырье и энергоносители, поэтому получили их признание и поддержку. В
результате этого экономика освободившихся стран развивалась
неравномерно: появились диспропорции в доходах верхушки и большинства
населения, обострялись внутренние противоречия. В 1950-60-ые годы многие
бывшие колониальные страны начали борьбу с неоколониализмом – новой
формы эксплуатации развитых капиталистических стран молодых
развивающихся экономик. Этот термин прежде всего связан с борьбой
национальных движений Африки за независимость. В работе
«Неоколониализм как последняя стадия империализма» (1965) ганский
политолог Кваме Нкрума был первым критиком неоколониализма как
явления. В середине XX века прекращается деятельность коммунистических
движений в связи с роспуском Коминтерна (Коммунистического
Интернационала) в 1943 году, но состоявшие в нем коммунистические и
рабочие партии все еще существовали в качестве единого международного
движения, и Советский Союз сыграл не последнюю роль в их сплочении. В
конце 1950-60-ых годов происходит раскол международного
коммунистического движения, вызванный критикой самой многочисленной
компартии планеты – КПК во главе с Мао Цзэдуном в том, что касалось
советской внешней и национальной политики, направленности социально-
экономического развития страны. КПСС же высказывала недовольство
социально-политическим курсом КПК, а также раскритиковала последствия
«большого скачка» в КНР (1958-1960), вызванного неправильной политикой
главы государства в отношении укрепления индустриальной базы и
поднятии экономики страны. У СССР и КНР обнаружились разные
перспективы развития «мировой социалистической революции». С конца
1950-ых годов произошло обострение советско-китайских
межгосударственных отношений, подогревавших споры между СССР и КНР.
Во время совещаний представителей рабочих и коммунистических партий в
Москве в 1957, 1960, 1969 годах возникли разногласия между просоветскими
и прокитайскими силами. В ходе встреч были приняты декларации,
отражающие интересы в большей степени СССР, чем Китая на мирное
сосуществование, взаимоотношения стран социалистического блока,
международное сотрудничество пролетариев, развитие теории К. Маркса.
После совещания 1960 года произошел формальный раскол международного
рабочего и коммунистического движения. Компартии Западной Европы и
большинство компартий развивающихся стран попали в зону влияния
Советского Союза, а находящиеся на нелегальном положении компартии
Юго-Восточной Азии – в зону КНР. Представители «еврокоммунизма» в
свою очередь также высказывали критику в отношении КПСС, отрицая
фундаментальную идею марксисткой теории – диктатуру пролетариата,
порицая отсутствие демократических свобод в странах социалистического
лагеря и руководство мировым коммунистическим движением. СССР и
Китай помогали развивающимся странам в борьбе с неоколониализмом, но
недостаток средств и ресурсов помешал беднейшим странам мира
освободиться от политической и экономической зависимости от Запада.
Страны Латинской Америки с середины 1950-ых годов оказались в
экономической и политической зависимости от США и использовали
вооруженную борьбу как средство избавления от американских наместников.
Характерен пример Ф. Кастро в создании партизанских отрядов – «герилий»
и для ряда латиноамериканских стран. Сперва партизанская война велась в
сельской местности, но после ослабления отрядов войсками США она
дислоцировалась на территории городов, где находилось большинство
руководителей боевых групп. Стремясь не допустить потерю американского
влияния в регионе, Дж. Кеннеди провел ряд «демократических»
преобразований в странах Латинской Америки, объявив партизанские и
неядерные войны наиболее опасной угрозой для свободного мира. В
результате большинство населения отказалось от методов вооруженной
борьбы против власти, но радикально настроенные левые
латиноамериканские движения перешли к тактике террора. В конце 1960-ых
годов в Европе наблюдаются акты вандализма крайних левых групп,
состоящих из анархистов, троцкистов, маоистов, однако их попытки создать
устойчивый фундамент своего движения терпят поражение. В последней
трети XX века возникает множество движений, опирающихся на
национализм и применяющих террористические методы борьбы за власть.
Это приводит к геноциду угнетаемого этноса, который выражается в
проводимых этнических чистках в целях однородного национального состава
страны, при этом в этот процесс с помощью средств пропаганды вовлекается
большинство населения (Руанда, 1990-ые годы). С 1980-ых годов появилось
новое социально-политическое течение – религиозный экстремизм в форме
мусульманского фундаментализма, который основан на строгом соблюдении
законов шариата. Его лозунгом является возрождение идеального исламского
общества. Благодаря мусульманскому фундаментализму образовалась зона
политической, социальной, национальной и военной нестабильности (от
Филиппин до Косово). Религия в совокупности с политикой стала
консолидирующим элементом для угнетенной части общества вместо
трактуемого долгие десятилетия коммунистического атеизма. Во многом
мусульманский фундаментализм отражал недовольство образованных
выходцев среднего и высшего класса, бедность основной массы населения.
Идеология фундаментализма имеет четко выраженный антиамериканский
характер. Беднейшие слои населения прежде всего привлекают простые идеи
– возврат к золотому веку ислама, традиционализм, законы шариата.
Исламисты уверены в том, что в борьбе над врагом приемлемы и методы
террора. В настоящее время существует более 500 террористических
исламских организаций, главные из которых сосредоточены в Судане, Иране,
Пакистане, Саудовской Аравии, Афганистане, Ливане и палестинском
секторе Газа. Ухудшение социально-экономической ситуации, по мнению
А.А.Коновалова, может являться причиной современного исламистского
терроризма. С 1980-ые по 2000-ые годы рост доходов на душу населения всех
22 арабских стран составлял 0,5% за один год. Это самый низкий показатель
в мире за исключением материкового юга Африки. Увеличивается рост
безработицы (12 миллионов человек (15% населения)). Мусульманский
научный потенциал не превышает минимального уровня (1% на всю
территорию арабских стран). Диспропорция между доходами развитых и
развивающихся стран увеличивается за счет усиливающейся тенденции к
глобализации международных рынков: свойственное им неравенство
приводит к неравенству в развивающихся странах. Особенность социально-
демографического фактора в арабских странах в том, что более половины
населения составляет молодежь, не нашедший применения энергетический
потенциал, который террористы используют в своих целях достаточно
профессионально. Г. И. Мирский считает, что третьим фактором
исламистского терроризма является несоответствие ожиданий мусульман на
признание своей культуры Западом по сравнению с действительностью.
Четвертый фактор – политика США в мусульманском мире. Е.М. Примаков
считает, что без США практическое противодействие международному
терроризму невозможно (Ирак, Афганистан, начало XXI века), но также
существует и иная точка зрения. Считается, что вооруженная борьба,
объявленная США, не приносит результатов, способствуя устранению лишь
отдельных элементов, а не его причин. В свою очередь мусульмане
организуют ответные террористические акции. Поддержка Америкой
Саудовской Аравии и Израиля усиливает недовольство жителей арабских
стран против США. Агрессия мусульман также была направлена на
вторжение Ирака в Кувейт 2 августа 1990 года, образование Израиля по
решению ООН 14 мая 1948 года, вторжение ограниченного контингента
советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года. Пятой причиной
возникновения исламистского терроризма выступает усиленная
глобализация, провозглашающая западные ценности и нормы, что идет
вразрез с традиционализмом мусульманского самосознания в отличие от
Китая, где буддизм, так же, как и протестантизм в Западном мире, отводит
главную роль человеку, подчеркивает равенство всех людей, интерес к их
внутреннему миру, антиритуализм, религиозный прагматизм. Массовая
миграция мусульман в США и Европу, вызванная глобализацией, приводит к
пониманию мигрантами их отторжения и дискриминации со стороны
коренного населения, а вследствие этого – к организации террористических
актов (взрыв в метро Лондона, 2005 год). Миф о кровожадности ислама,
ведущего борьбу с неверными (всем немусульманским миром) является
очень распространенным в настоящие дни. В исламе, как и в различных
других религиях, существуют противоречия (сочетание различных
ценностных установок). Термин «джихад», который может быть
интерпретирован как насильственное распространение ислама имеет
несколько смыслов: призыв ведения праведной жизни, воздействия на
общество с целью установления справедливости. Исламский
фундаментализм рассматривают в качестве идейной основы исламистского
терроризма. Терроризм может вытекать из фундаментализма, но не
имманентен ему. Главные черты фундаментализма: абсолютизация и
сакрализация культурных и политических событий, определенных периодов
истории, миф о «золотом веке» (раннемусульманские общины пророка
Мухаммеда), возращение к истокам веры, чистой религии, обвинение
американской культуры и образа жизни в нашествии на ислам.