Современный терроризм в международных




Отношениях

2.1. Природа современного терроризма.

Согласно Толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова трактовка

слова «природа» выглядит так: «Природа явления – это сущность, основное

свойство чего-либо». Современный терроризм берет начало с 1960-ых годов

после распада ряда колониальных империй: Голландской, Французской,

Британской, Португальской, Бельгийской. Это в частности было вызвано

подъемом национального самосознания народов, победивших фашизм.

Террористические акции являлись формой партизанских действий в борьбе

за независимость. Изменение геополитической и геостратегической

обстановки в мире способствовало трансформации терроризма в

политическом и военном смысле. Террористические акты стали массовым

явлением к концу XX века и использовались в качестве средства достижения

политических целей преступников. В начале XX века колонии несмотря на

политическую независимость от метрополий все еще находились под их

экономическим и военно-политическим влиянием, что в свою очередь

поспособствовало приходу к власти диктаторских и монархических режимов,

обещающих «стабильность, порядок и величие» освободившимся из-под

колониального гнета народам. Эти режимы предоставляли льготы Западу на

сырье и энергоносители, поэтому получили их признание и поддержку. В

результате этого экономика освободившихся стран развивалась

неравномерно: появились диспропорции в доходах верхушки и большинства

населения, обострялись внутренние противоречия. В 1950-60-ые годы многие

бывшие колониальные страны начали борьбу с неоколониализмом – новой

формы эксплуатации развитых капиталистических стран молодых

развивающихся экономик. Этот термин прежде всего связан с борьбой

национальных движений Африки за независимость. В работе

«Неоколониализм как последняя стадия империализма» (1965) ганский

политолог Кваме Нкрума был первым критиком неоколониализма как

явления. В середине XX века прекращается деятельность коммунистических

движений в связи с роспуском Коминтерна (Коммунистического

Интернационала) в 1943 году, но состоявшие в нем коммунистические и

рабочие партии все еще существовали в качестве единого международного

движения, и Советский Союз сыграл не последнюю роль в их сплочении. В

конце 1950-60-ых годов происходит раскол международного

коммунистического движения, вызванный критикой самой многочисленной

компартии планеты – КПК во главе с Мао Цзэдуном в том, что касалось

советской внешней и национальной политики, направленности социально-

экономического развития страны. КПСС же высказывала недовольство

социально-политическим курсом КПК, а также раскритиковала последствия

«большого скачка» в КНР (1958-1960), вызванного неправильной политикой

главы государства в отношении укрепления индустриальной базы и

поднятии экономики страны. У СССР и КНР обнаружились разные

перспективы развития «мировой социалистической революции». С конца

1950-ых годов произошло обострение советско-китайских

межгосударственных отношений, подогревавших споры между СССР и КНР.

Во время совещаний представителей рабочих и коммунистических партий в

Москве в 1957, 1960, 1969 годах возникли разногласия между просоветскими

и прокитайскими силами. В ходе встреч были приняты декларации,

отражающие интересы в большей степени СССР, чем Китая на мирное

сосуществование, взаимоотношения стран социалистического блока,

международное сотрудничество пролетариев, развитие теории К. Маркса.

После совещания 1960 года произошел формальный раскол международного

рабочего и коммунистического движения. Компартии Западной Европы и

большинство компартий развивающихся стран попали в зону влияния

Советского Союза, а находящиеся на нелегальном положении компартии

Юго-Восточной Азии – в зону КНР. Представители «еврокоммунизма» в

свою очередь также высказывали критику в отношении КПСС, отрицая

фундаментальную идею марксисткой теории – диктатуру пролетариата,

порицая отсутствие демократических свобод в странах социалистического

лагеря и руководство мировым коммунистическим движением. СССР и

Китай помогали развивающимся странам в борьбе с неоколониализмом, но

недостаток средств и ресурсов помешал беднейшим странам мира

освободиться от политической и экономической зависимости от Запада.

Страны Латинской Америки с середины 1950-ых годов оказались в

экономической и политической зависимости от США и использовали

вооруженную борьбу как средство избавления от американских наместников.

Характерен пример Ф. Кастро в создании партизанских отрядов – «герилий»

и для ряда латиноамериканских стран. Сперва партизанская война велась в

сельской местности, но после ослабления отрядов войсками США она

дислоцировалась на территории городов, где находилось большинство

руководителей боевых групп. Стремясь не допустить потерю американского

влияния в регионе, Дж. Кеннеди провел ряд «демократических»

преобразований в странах Латинской Америки, объявив партизанские и

неядерные войны наиболее опасной угрозой для свободного мира. В

результате большинство населения отказалось от методов вооруженной

борьбы против власти, но радикально настроенные левые

латиноамериканские движения перешли к тактике террора. В конце 1960-ых

годов в Европе наблюдаются акты вандализма крайних левых групп,

состоящих из анархистов, троцкистов, маоистов, однако их попытки создать

устойчивый фундамент своего движения терпят поражение. В последней

трети XX века возникает множество движений, опирающихся на

национализм и применяющих террористические методы борьбы за власть.

Это приводит к геноциду угнетаемого этноса, который выражается в

проводимых этнических чистках в целях однородного национального состава

страны, при этом в этот процесс с помощью средств пропаганды вовлекается

большинство населения (Руанда, 1990-ые годы). С 1980-ых годов появилось

новое социально-политическое течение – религиозный экстремизм в форме

мусульманского фундаментализма, который основан на строгом соблюдении

законов шариата. Его лозунгом является возрождение идеального исламского

общества. Благодаря мусульманскому фундаментализму образовалась зона

политической, социальной, национальной и военной нестабильности (от

Филиппин до Косово). Религия в совокупности с политикой стала

консолидирующим элементом для угнетенной части общества вместо

трактуемого долгие десятилетия коммунистического атеизма. Во многом

мусульманский фундаментализм отражал недовольство образованных

выходцев среднего и высшего класса, бедность основной массы населения.

Идеология фундаментализма имеет четко выраженный антиамериканский

характер. Беднейшие слои населения прежде всего привлекают простые идеи

– возврат к золотому веку ислама, традиционализм, законы шариата.

Исламисты уверены в том, что в борьбе над врагом приемлемы и методы

террора. В настоящее время существует более 500 террористических

исламских организаций, главные из которых сосредоточены в Судане, Иране,

Пакистане, Саудовской Аравии, Афганистане, Ливане и палестинском

секторе Газа. Ухудшение социально-экономической ситуации, по мнению

А.А.Коновалова, может являться причиной современного исламистского

терроризма. С 1980-ые по 2000-ые годы рост доходов на душу населения всех

22 арабских стран составлял 0,5% за один год. Это самый низкий показатель

в мире за исключением материкового юга Африки. Увеличивается рост

безработицы (12 миллионов человек (15% населения)). Мусульманский

научный потенциал не превышает минимального уровня (1% на всю

территорию арабских стран). Диспропорция между доходами развитых и

развивающихся стран увеличивается за счет усиливающейся тенденции к

глобализации международных рынков: свойственное им неравенство

приводит к неравенству в развивающихся странах. Особенность социально-

демографического фактора в арабских странах в том, что более половины

населения составляет молодежь, не нашедший применения энергетический

потенциал, который террористы используют в своих целях достаточно

профессионально. Г. И. Мирский считает, что третьим фактором

исламистского терроризма является несоответствие ожиданий мусульман на

признание своей культуры Западом по сравнению с действительностью.

Четвертый фактор – политика США в мусульманском мире. Е.М. Примаков

считает, что без США практическое противодействие международному

терроризму невозможно (Ирак, Афганистан, начало XXI века), но также

существует и иная точка зрения. Считается, что вооруженная борьба,

объявленная США, не приносит результатов, способствуя устранению лишь

отдельных элементов, а не его причин. В свою очередь мусульмане

организуют ответные террористические акции. Поддержка Америкой

Саудовской Аравии и Израиля усиливает недовольство жителей арабских

стран против США. Агрессия мусульман также была направлена на

вторжение Ирака в Кувейт 2 августа 1990 года, образование Израиля по

решению ООН 14 мая 1948 года, вторжение ограниченного контингента

советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года. Пятой причиной

возникновения исламистского терроризма выступает усиленная

глобализация, провозглашающая западные ценности и нормы, что идет

вразрез с традиционализмом мусульманского самосознания в отличие от

Китая, где буддизм, так же, как и протестантизм в Западном мире, отводит

главную роль человеку, подчеркивает равенство всех людей, интерес к их

внутреннему миру, антиритуализм, религиозный прагматизм. Массовая

миграция мусульман в США и Европу, вызванная глобализацией, приводит к

пониманию мигрантами их отторжения и дискриминации со стороны

коренного населения, а вследствие этого – к организации террористических

актов (взрыв в метро Лондона, 2005 год). Миф о кровожадности ислама,

ведущего борьбу с неверными (всем немусульманским миром) является

очень распространенным в настоящие дни. В исламе, как и в различных

других религиях, существуют противоречия (сочетание различных

ценностных установок). Термин «джихад», который может быть

интерпретирован как насильственное распространение ислама имеет

несколько смыслов: призыв ведения праведной жизни, воздействия на

общество с целью установления справедливости. Исламский

фундаментализм рассматривают в качестве идейной основы исламистского

терроризма. Терроризм может вытекать из фундаментализма, но не

имманентен ему. Главные черты фундаментализма: абсолютизация и

сакрализация культурных и политических событий, определенных периодов

истории, миф о «золотом веке» (раннемусульманские общины пророка

Мухаммеда), возращение к истокам веры, чистой религии, обвинение

американской культуры и образа жизни в нашествии на ислам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: