1. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Олег: «При удалении от Атлантического океана количество атмосферных осадков постепенно увеличивается».
2) Филипп: «При движении с запада на восток лето становится теплее».
3) Анастасия: «При удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее».
4) Диана: «Чем теплее зима, тем атмосферных осадков больше».
Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Атмосферные осадки, норма, мм | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | ||
январь | июль | январь | июль | |||
Шалон | 48° с.ш. 4° в.д. | +2,2 | +18,5 | |||
Мюнхен | 48° с.ш. 11° в.д. | +0,5 | +19,3 | |||
Черновцы | 48° с.ш. 26° в.д. | –4,9 | +19,1 | |||
Кошице | 48° с.ш. 21° в.д. | –3,4 | +19,2 |
2. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем теплее в июле».
2) Анна: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур».
3) Екатерина: «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки».
4) Александр: «Чем ближе к морю, тем реже выпадают атмосферные осадки».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних наблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Название пункта | Географические координаты пункта наблюдения | Высота над уровнем моря, м | Средняя температура воздуха, °С | Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками | |
июль | январь | ||||
Санкт-Петербург | 60° с.ш. 30° в.д. | +17,7 | –8,5 | ||
Москва | 56° с ш. 37° в.д. | +18,5 | –10,3 | ||
Тамбов | 53° с.ш. 42° в.д. | +20,0 | –10,7 | ||
Астрахань | 46° с.ш. 48° в.д. | –22 | +25,3 | –6,7 |
3. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Валерия: «Чем выше расположен пункт, тем меньше в нём среднегодовое количество атмосферных осадков».
2) Герман: «При движении из Европейской части России в Азиатскую зима становится холоднее».
3) Анна: «Среднее количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток».
4) Мария: «Чем ниже расположен пункт, тем теплее там зимой».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних наблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | Высота над уровнем моря, м | |
июль | январь | ||||
Воронеж | 51° с.ш. 39° в.д. | +19,5 | –9,2 | ||
Октябрьский | 51° с.ш. 45° в.д. | +20,9 | –12,3 | ||
Кызыл | 51° с.ш. 94° в.д. | +26,6 | –30,2 | ||
Орск | 51° с.ш. 58° в.д. | +20,8 | –13,4 |
4. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Мария: «Среднесуточная температура воздуха повышается при движении с востока на запад».
2) Иван: «Чем больше продолжительность дня, тем выше среднесуточная температура воздуха».
3) Фёдор: «Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг».
4) Светлана: «Высота Солнца над горизонтом увеличивается при движении с востока на запад».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Название пункта | Географические координаты | Продолжитель- ность дня | Высота Солнца над горизонтом в полдень | Среднесуточная температура воздуха |
Воронеж | 51° с.ш. 39° в.д. | 8 ч. 38 мин. | 18,7° | –8 °С |
Уфа | 55° с.ш. 56° в.д. | 8 ч. 13 мин. | 15,8° | –6 °С |
Вологда | 59° с.ш. 39° в.д. | 7 ч. 22 мин. | 11,1° | –18 °С |
Рязань | 55° с.ш. 39° в.д. | 8 ч. 13 мин. | 15,8° | –16 °С |
5. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Дмитрий: «Чем восточнее расположен пункт, тем зимы становятся холоднее».
2) Глеб: «Чем восточнее расположен пункт, тем лето становится теплее».
3) Елена: «На параллели 50° с.ш. максимум атмосферных осадков выпадает в летнее время».
4) Наталья: «Чем ближе к Тихому океану, тем количество атмосферных осадков меньше».
Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Евразии на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Атмосферные осадки, норма, мм | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | ||
январь | июль | январь | июль | |||
Александров Гай | 50° с.ш. 48° в.д. | –11,1 | +23,6 | |||
Семипалатинск | 50° с.ш. 80° в.д. | –15,8 | +21,7 | |||
Благовещенск | 50° с.ш. 127° в.д. | –23,8 | +21,4 | |||
Кяхта | 50° с.ш. 106° в.д. | –21,6 | +19,0 |
6. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления ависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Герман: «При движении с запада на восток лето становится теплее».
2) Валерия: «При движении с запада на восток зимы становятся холоднее».
3) Анна: «Чем ниже температура воздуха летом, тем меньше выпадает атмосферных осадков».
4) Константин: «Количество атмосферных осадков зависит от расстояния до Тихого океана: чем ближе к нему, тем количество атмосферных осадков меньше».
Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Азии на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Атмосферные осадки, норма, мм | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | ||
январь | июль | январь | июль | |||
Семипалатинск | 50° с.ш. 80° в.д. | –15,8 | +21,7 | |||
Тайхай | 50° с.ш. 121° в.д. | –27,6 | +16,4 | |||
Кяхта | 50° с.ш. 106° в.д. | –21,6 | +19,0 | |||
Онгудай | 50° с.ш. 86° в.д. | –18,0 | +16,9 |
7. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха понижается при движении с запада на восток».
2) Иван: «Чем меньше продолжительность дня, тем ниже среднесуточная температура воздуха».
3) Пётр: «Продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север».
4) Елена: «Высота Солнца над горизонтом уменьшается при движении с запада на восток».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Название пункта | Географические координаты | Продолжитель- ность дня | Высота Солнца над горизонтом в полдень | Среднесуточная температура воздуха |
Воронеж | 51° с.ш. 39° в.д. | 8 ч. 38 мин. | 18,7° | –8 °С |
Уфа | 55° с.ш. 56° в.д. | 8 ч. 13 мин. | 15,8° | –6 °С |
Вологда | 59° с.ш. 39° в.д. | 7 ч. 22 мин. | 11,1° | –18 °С |
Рязань | 55° с.ш. 39° в.д. | 8 ч. 13 мин. | 15,8° | –16 °С |
8. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Кирилл: «Зимой с увеличением высоты температура воздуха возрастает».
2) Виктория: «При движении с северо-запада на юго-восток количество атмосферных осадков постепенно увеличивается».
3) Ольга: «При движении с северо-запада на юго-восток лето становится теплее».
4) Константин: «Чем выше расположен пункт, тем выпадает больше атмосферных осадков».
Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Евразии. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | Высота над уровнем моря, м | |
январь | июль | ||||
Вастервик | 57° с.ш. 16° в.д. | −1,7 | +16,9 | ||
Чанкыры | 40° с.ш. 33° в.д. | +1,2 | +23,8 | ||
Легионово | 52° с.ш. 21° в.д. | −3,1 | +18,8 | ||
Черновцы | 48° с.ш. 26° в.д. | −4,9 | +19,1 |
9. Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?
1) Продолжительность дня в летнее время больше, чем продолжительность ночи.
2) Температура воздуха изменяется в течение суток.
3) Высота Солнца над горизонтом уменьшается при движении от экватора к полюсам.
4) В день осеннего равноденствия продолжительность светового дня равна продолжительности ночи.
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 13 сентября 2012 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Высота Солнца над горизонтом | Температура воздуха, °С | Время наблюдения (московское) |
Элиста | 46° с.ш. 44° в.д. | 44° | +21 | 13 ч. 56 мин. |
Тамбов | 53° с.ш. 42° в.д. | 37° | +15 | 13 ч. 48 мин. |
Любань | 59° с.ш. 31° в.д. | 31° | +14 | 13 ч. 04 мин. |
Нижний Новгород | 56° с.ш. 44° в.д. | 34° | +12 | 13 ч. 56 мин. |
10. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимостей между полученными характеристиками. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха понижается при движении с запада на восток».
2) Пётр: «Чем меньше продолжительность дня, тем ниже среднесуточная температура воздуха».
3) Владимир: «Среднесуточная температура воздуха понижается с увеличением высоты местности».
4) Александр: «Продолжительность дня увеличивается при движении с севера на юг».
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Название пункта | Географические координаты | Высота над уровнем моря, м | Среднесуточная температура воздуха, °С | Продолжитель- ность дня |
Архангельск | 65° с.ш. 41° в.д. | –8 | 5 ч. 55 мин. | |
Вологда | 59° с.ш. 39° в.д. | –18 | 7 ч. 22 мин. | |
Уфа | 55° с.ш. 56° в.д. | –6 | 8 ч. 13 мин. | |
Воронеж | 51° с.ш. 39° в.д. | –8 | 8 ч. 38 мин. |