Филиппова С.О.
Регулирование нагрузки
Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120-130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 140 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.
В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:
110—130 ударов в минуту — восстанавливающая;
130—150 ударов в минуту — развивающая;
150—170 ударов в минуту — тренирующая.
Эффект физической нагрузки во время или после одного занятия определяется понятием — срочный тренировочный эффект.
Результат Суммирования (интеграции) следов нескольких срочных тренировочных эффектов, полученных вследствие повторения нагрузок, обозначается понятием - кумулятивный тренировочный эффект. Он основан на структурно-функциональных изменениях в организме, в его мышечных и нервных клетках, в дыхательной, сердечно-сосудистой и эндокринной системах.
Начальные признаки повышения физической работоспособности отмечаются через 2—3 недели после начала занятий, но они нестойки и слабо выражены (кратковременная адаптация). Более значительные и стойкие сдвиги, связанные со структурными изменениями в системах организма, отмечаются после 6—8 недель (долговременная адаптация). Развитие физических качеств требует опережающего роста нагрузок.
Для тренирующего эффекта необходимо, чтобы однократная нагрузка достигла величины (по параметрам объема и интенсивности), достаточной для активации генетического аппарата клеток. Если нагрузка меньше порогового уровня, то активации не происходит. Для того чтобы получить кумулятивный тренировочный эффект, выражающийся в поддержании или развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки производилось на фоне следа от предшествующей. То есть суммирование срочного тренировочного эффекта от каждого занятия в кумулятивный тренировочный эффект возможно только при определенной продолжительности интервалов между занятиями. Необходимо выдерживать оптимальный интервал для повторного выполнения соответствующей развивающей нагрузки. При длительном интервале след слабеет. Если повторить нагрузку, например через неделю, то суммарного эффекта практически he будет, так как не осталось следа от первого действия. Следовательно, нагрузки, выполняемые редко (например, один раз в неделю), для развития физические качеств практически неэффективны.
Кумулятивный тренировочный эффект после кратковременного периода занятий (2—4 недели) носит нестойкий характер. Он становится стабильнее после более продолжительных занятий, что обусловлено инерцией структурных сдвигов, требующих более четырех недель воздействий.
Тихвинский:
Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом
· индивидуальной чувствительности организма к ней,
· с учетом суточной и сезонной ритмики,
· возрастных особенностей, а так же – климато-географических и социальных факторов.
· В частности, конституциональные особенности людей являются отражением человеческих популяций в конкретных климатогеографических и социальных условиях среды.
Можно выделить два крайних адаптивных конституциональных типа человека (В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, 1986).
- «спринтер» - высокая устойчивость к воздействию экстремальных факторов (непродолжительные интервалы времени) и плохая переносимость длительных нагрузок;
- «стайер» - высокая устойчивость к длительно действующим экстремальным факторам умеренной интенсивности.
Учет этих особенностей имеет важное научно-практическое значение при отборе людей для работы в различных климато-географических зонах, на промышленных препедприятиях с различными режимами труда, а так же при организации направленных воздействий физических нагрузок на детский организм.
Одним из характерных примеров развития адаптации к стрессорогенному фактору, к инфекциям являются широко известные прививки. Адаптация организма к новым условиям жизнедеятельности обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными во времени и пространстве и соподчиненными между собой функциональными системами. Характерная черта адаптированной системы – это экономичность функционирования с целью максимального сохранения ресурсов организма. Состояние здоровья детей и подростков определяется количеством и мощностью его адаптивных резервов.
Физическая нагрузка может рассматриваться как стрессор, ее разумное использование приводит к неспецифической адаптации и в конечном результате к увеличению количества здоровья детей.
Физические нагрузки, применяемые в тренировочном процессе, должны использоваться преподавателями с учетом основных дидактических принципов: постепенности (от простого к сложному), доступности, наглядности, систематичности, сознательности, с учетом индивидуальных анатомо-физиологических особенностей ребенка. Следует учесть суточную и сезонную биоритмику занимающихся, а так же климатогеографические и социальные факторы.