УМК «Школа России»
Класс: 2
Тема: «Звуки музыки»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: ознакомление с шумовыми и музыкальными звуками, формирование музыкального образа у учащихся.
Задачи:
Образовательная: формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом.
Развивающая: развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание, развивать творческую фантазию, активность.
Воспитательная: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории посредством музыки и изобразительного искусства, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять шумовые и музыкальные звуки.
Метапредметные:
Познавательные: умение логически грамотно строить свою речь.
Регулятивные: умения анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы; развивать мышление, память, речь, внимание.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать других.
Личностные: формировать адекватную самооценку, прививать интерес к познавательной деятельности, формировать интерес к изучению предмета.
Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: презентация, аудиозаписи, ИКТ.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Звучит песня «Музыкальный дом».
Под музыку дети заходят в класс, где их встречает Скрипичный ключ и Нотная азбука.
Здравствуйте ребята, садитесь.
II. Вводная беседа мероприятия.
- Дети, посмотрите на этих симпатичных сказочных персонажей, какие они забавные и интересные. Как вы думаете, почему они поселились в этом кабинете? (Потому что здесь поют, это кабинет музыки, и т.д.)
- Да, это кабинет, где поют, играют на музыкальных инструментах, а также придумывают фантазирует разные звуки. Кто знает, как правильно называется наше мероприятие? (Урок пения, музыки, и т.д.)
- Роль музыкальной культуры в жизни современного человека колоссальна. Весь наш мир пронизан музыкой.
- А как вы думаете, когда появилось музыкальное искусство? (со времен далекой древности).
-Правильно.
- Здесь мы с вами будем не только петь, но и слушать музыку, а также её угадывать. Вы любите петь? (ответы детей)
- Все, кто любит петь, - люди необычные. Они слышат то, что другие могут не заметить,- слышат и поют другим. Оттого наша жизнь становится яркой, нарядной, многообразной. Такой нам помогают ее видеть композитор, певец. Все, что нас окружает, придумано и украшено композиторами.
- Послушайте вот эти мелодии (включает отрывки записей «Лунная соната» Бетховена, «Полька тик-так» Штрауса). Как вам кажется для чего нужна эта музыка? (ответы детей)
-Оказывается людям хочется жить не только удобно, но и красиво. Красота не всегда бывает заметна. Такое чудесное утро бывает нечасто. К морю могут поехать далеко не все. Если бы что?
-Да, верно, это композитор сохранил и подарил её нам. А для того, чтобы стать настоящим композитором или певцом, нужно многому научиться, не лениться и знать основные законы музыкального мастерства. А помогут нам Скрипичный ключ и Нотная азбука.
Физкультминутка
-Наш приятель Скрипичный ключ оставил интересную загадку- зарядку:
По роялю я бегу,
Все умею, все могу: (бег на месте).
Хочешь – спою как лягушка, (прыгают на месте)
Хочешь - или как норушка, (садятся на корточки)
Хочешь – как елочка в лесу, (повороты на месте)
Хочешь – как Машенька в саду. (хлопки руками)
Мне любой ребенок рад.
Знакомство со звуками.
- Мы живём в мире звуков. Звуки бывают разные: стук двери, шум трамвая, гул мотора, голоса людей и животных и многие другие. Они передают «шумы» окружающего нас мира. Поэтому их называют шумовыми звуками.
- Звуки, которые получаются, когда мы поём или играем на музыкальных инструментах, называются музыкальными звуками.
Музыкальные звуки- это главный строительный материал музыки. Они образуют мелодию.
Музыкальные звуки обладают четырьмя свойствами: тембр, высота, длительность, громкость.
- Сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную игру, а поможет нам в этом Нотная азбука и Скрипичный ключ. Мы вас поделим на две команды- одна команда будет Нотной азбуки, а другая Скрипичного ключа.
Правила игры: вы слушаете мп3 запись, после чего вы должны угадать, что это за звук- шумовой или музыкальный. Если это шумовой, то его записывает к себе в тетрадь команда Нотной азбуки, если музыкальный, то Скрипичного ключа. Причем угадывать мелодии нужно молча. Лишь в конце игры мы узнаем, кто выиграл. А выигрывает та команда, которая допустила наименьшее количество ошибок. Записывать звуки необходимо в виде рисунков, например, жужжание пчелы – нарисовать пчелку, звук гитары - нарисовать гитару и т.д.
Творческая игра
«Антошка»музыка\Из мультфильмов - Антошка (minus).mp3
«Два веселых гуся»музыка\Из мультфильмов - Два весёлых гуся (minus 2).mp3
«Расскажи, Снегурочка, где была?»музыка\минус-Ну, погоди! - Расскажи, Снегурочка, где была.mp3(музыкальные звуки)
«Песенка львенка и черепахи»музыка\Песня львенка и черепахи-минус.mp3 (музыкальные звуки)
«В лесу родилась елочка»музыка\Детские - В лесу родилась ёлочка (minus).mp3 (музыкальные звуки)
Шум сиреныC:\Users\Home\Desktop\музыка\Сирена - Звуки сирены (www.hotplayer.ru).mp3 (шумовые)
Жужжание пчелы C:\Users\Home\Desktop\музыка\zvuk-pchely.mp3 (шумовые)
Шум воды C:\Users\Home\Desktop\музыка\Звуки стихий - Вода (www.hotplayer.ru).mp3 (шумовые)
III. Подведение итогов
- Какие вы молодцы! Как у вас здорово получилось! А теперь пришло время подвести итоги урока.
Вам понравился сегодняшний урок? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (В музыке бывают шумовые и музыкальные звуки)
Что вам больше всего понравилось (ответы детей)
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.