ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
(специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)
Тюмень, 2007
Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.
Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.
Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.
© Составитель: Е.Н. Головинская
©Тюменский государственный институт искусств и культуры
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.
Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении:
1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста.
2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова.
3. Вооружить студентов методикой работы с участниками творческого коллектива по развитию выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речи, хорошей дикции и гибкого голоса.
Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием.
Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.
Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.
Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида:
1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.
2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий).
Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период.
На сессиях 1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты.
По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги:
1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем.
2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.
Количество часов | |||||
Наименование разделов и тем | Всего | Лекций | Подгрупп | Мелко-групп. | Индив идуал ьные |
Предмет«Сценическая речь». Задачи курса. Взаимосвязь с другими предметами специализации. | |||||
Раздел 1. Общие вопросы теории сценической речи. | |||||
Тема 1 Становление речевого искусства русского театра | |||||
Тема 2 Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение | |||||
Тема З Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре. | |||||
Тема 4 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. | |||||
Тема 5 Методика проведения образовательной работы по сценической речи в самодеятельном театральном коллективе. | |||||
Тема 6 Методика работы режиссера над словом в процессе подготовки спектакля. |
Раздел 2 Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. | |||||
Тема 1 Анатомия и физиология речевого аппарата. | |||||
Тема 2 Дыхание. Постановка речевого голоса. | |||||
Тема З Дикция. | |||||
Тема 4 Комплексная система упражнений для тренировок и развития голоса и речи. | |||||
Тема 5 Методика проведения занятий по технике речи в театральном коллективе. | |||||
Раздел 3 Орфоэпия Тема 1 Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор. | |||||
Тема 2 Произношение гласных. | |||||
Тема З Произношение согласных. | |||||
Тема 4 Работа со словарем. | |||||
Тема 5 Речевая характеристика образа | |||||
Раздел 4 Работа над литературно художественным произведением. Художественное слово | |||||
Тема 1 Возникновение и развитие искусства художественногослова | |||||
Тема 2 Произведение искусства художественного слова и его характеристика. | |||||
Тема 3 Процесс подготовки литературно-художественного произведения | |||||
Тема 4 Стихотворное произведение и особенности работы над ним | |||||
Тема 5 Особенности работы над литературной композицией | |||||
Тема 6 Режиссура в искусстве художественного слова | |||||
Тема 7 Практическая работа над речевой стороной инсценировок, отрывков из пьес, дипломных спектаклей, на занятиях по режиссуре и актерскому мастерству | |||||
Раздел 5 Логика сценической речи | |||||
Тема 1 Законы логики в речевом действии | |||||
Тема 2 Правила логики речи. | |||||
Тема З Знаки препинания в речевом действии. Знаки интонации в речевом общении. | |||||
Всего по курсу: |
УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ
Лекция. (4 часа)
1. Единство языка и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе.
2. Сценическая речь, её особенности и творческая природа.
3. Культура речи. Орфоэпия.
Задания на межсессионный период
1.Выполнение контрольной работы №1.
2.Изучение основных орфоэпических норм русского языка.
З.Изучение классификации гласных и согласных звуков русского языка: место образования, акустические признаки (раздел «Дикция»).
4. Проверка правильности произношения трудных слов.
Контрольная работа №1
Задание №1 Провести фонетическую транскрипцию выбранного материала (объемом не менее 25 строк печатного текста).
Рекомендуется
материал публицистического характера: высказывания деятелей литературы и искусства о силе звучащего слова, о значении сценической речи.
Задание 2. Составить антисловарь, не менее 50 слов и выражений, при произношение которых допущены ошибки. Указать правильное произношение.
Задание 3. Изучить главы из книги К.С. Станиславского. Работа актера над собой. Т.З. Ч. 3. Голос и речь; Пение и дикция.- С. 50-80.
Ответить на вопрос. К.С, Станиславский о речевой технике актера.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОЭПИЯ»
1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Аванесов Р.И. -4-е. изд. -М.: Просвещение,1968. - 360 с.
2. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение и ударение: Сл.-справочник / Аванесов Р.И. -М.: Госиздат, 1960. -710 с.
3. Введенская, М.А. Культура и искусства речи / Введенская М.А., Павлова Л.Г. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.
4. Германова, К. Книги для чтецов / Германова К. - М., 1960. -472 с.
5. Козлянинова, И.П. Современное - литературное произношение: Учеб. пособие с комплектом долгоиграющих пластинок / Козлянинова И.П.-М: ВТО, 1963.-225 с.
б.Козлянинова, И.П. Орфоэпия в театральной школе /Козлянинова И.П. -М, 1967.-155 с.
7. Козлянинова, И.П. Сценическая речь /Козлянинова И.П., Промтова И.Ю. -М: ГИТИС, 1995. - 624 с.
8. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера / Кнебель М.О. -3-е изд. -М: ВТО, 1970. -336 с.
9. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М., 1957. -274 с.
10. Саричева, Е.Ф. Сценическая речь /Саричева М.А. -М: Искусство, 1955.-336 с.
11. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру / Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с.
12. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно /Язовицкий Е.В. -Л.: Просвещение. 1969. -372 с.
ПЕРВЫЙ КУРС
Основные направления в работе:
1. Изучение природных данных голосового и речевого аппаратов студентов.
2. Знакомство с методическими приемами работы по теме «Техника речи» /дыхание, голос, дикция/.
3. Овладение приемом исправления своих речевых недостатков, работа над дикционной чистотой и культурой звучащего слова.
4. Воспитание слухового контроля над своей речью и речью товарищей.
5. Изучение основных элементов словесного действия.
СЕССИЯ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА
Мелкогрупповые II ч./
Подгрупповые /4 ч./
Индивидуальные /2 ч./
1. Обсуждение контрольных работ.
2. Теоретические сведения, методические и практические указания по воспитанию:
а) фонационного дыхания
б) дикционной чистоты и чёткости
в) культуры произношения слова
г) фонематического слуха
3. Групповой голосо-речевой тренинг.
Мелко групповые
Воспитание творческого внимания, видения, отношения и других элементов внутренней техники словесного действия.
I. Задание: составить словесный портрет человека, увиденного однажды, привлекшего внимание, запечатлевшегося в памяти.
Цель:
1. Воспитание режиссерской, актерской наблюдательности.
2. Воспитание внимания, видения, отношения.
3. Умение «рисовать» словом.
4. Развитие ассоциативного мышления.
5. Умение передавать свои видения слушателям.
II. Студентам и педагогу по актерскому мастерству, работающему со студентами над разделом «ПДД», предлагается упражнение «Званый ужин».
Необходимо передать словом цвет, вкус, аромат блюда, напитка, работая на «ПДД» с предметами сервировки стола.
Индивидуальные занятия.
Проверка заданий, данных на установочной сессии. Выявление голосо-речевых недостатков у студентов, отклонений от норм литературного произношения. Тренировка речевого слуха.
Усвоение правил орфоэпии. Работа над логикой фразы на материале пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов и т.д.
Определение индивидуальных: заданий на межсессионный период по исправлению речевых дефектов, нейтрализации говоров или акцентов, по работе над голосом и дыханием.
Содержание зачета 1 семестра
a. Тренировочные упражнения по технике речи.
b. Орфоэпический тренинг.
c. Словесный портрет.
Зачетные требования
1. Владение упражнениями по технике речи, произносительной грамотностью в упражнениях.
2. Владение элементами внутренней техники словесного действия /внимание, видение, отношение/ в тренировочных упражнениях.