Для того чтобы оценить начальный уровень осведомлённости детей по теме художественного образа в пейзаже и способах его передачи средствами акварели, мы провели опрос. Он включал в себя 6 вопросов, затрагивающих такие критерии как когнитивный и эмотивный:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие художественный образ?
2. Какие приёмы работы акварелью вам известны? В чём они заключаются?
3. Какие художники-пейзажисты (в частности, акварелисты) вам известны?
4. Назовите наиболее близкого вам пейзажиста.
5. Какие способы передачи эмоционального состояния в пейзаже средствами акварели вам известны?
6. Как вы относитесь к акварели?
Результаты первичного опроса были следующими:
Фамилия, имя учащегося | Какой смысл вы вкладываете в понятие художественный образ? | Какие приёмы работы акварелью вам известны? В чём они заключаются? | Какие художники-пейзажисты (в частности, акварелисты) вам известны? | Назовите наиболее близкого вам пейзажиста. | Какие способы передачи эмоционального состояния в пейзаже средствами акварели вам известны? | Как вы относитесь к акварели? |
Измайлов Саша | - | - | + | + | - | + |
Ильиных Аня | + | + | - | - | - | + |
Михайлишина Валя | - | - | + | - | - | + |
Суханова Даша | + | + | + | + | + | + |
Третьяков Паша | + | - | - | - | - | - |
Функ Катя | + | + | - | - | + | - |
Цепляева Лиза | - | + | + | - | + | + |
Чемакина Маша | - | + | + | - | + | + |
Таким образом, исходя из проведённого опроса можно установить, что 50% детей не имеют представления о том, что такое художественный образ, или не могут сформулировать определение. 37,5% учащихся не знакомы с различными приёмами работы акварелью (либо не могут сформулировать их название и определить сущность). Почти 40% учеников затруднились назвать хотя бы двух художников-пейзажистов, и только одна ученица смогла назвать художника-пейзажиста, работающего акварелью. Только два человека могут выделить среди известных им пейзажистов наиболее близкого им, художника, на которого им хотелось бы равняться. 50% учащихся смогли назвать хотя бы по одному способу передачи образности в пейзаже. Двое учеников относятся к акварели негативно.
Для улучшения данных показателей, повышения уровня осведомлённости детей о художественном образе в пейзаже, художниках-пейзажистах, технических приёмах работы акварелью был сформирован блок учебных занятий. Уроки предполагают не только подачу теоретического материала, но и освоение практических навыков работы с акварелью в форме мастер-класса, что позволяет приобретать новые знания в рамках живого общения с педагогом.
Проведение занятий направленных на развития навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели.
Блок уроков на тему: «Художественный образ в пейзаже и способы его передачи средствами акварели».
Данная программа предназначена для работы с учащимися 6 класса ДХШ.
Содержание уроков нацелено на выявление уровня развития навыков передачи художественного образа в пейзаже средствами акварели соответственно обозначенным выше критериям. Занятия способствуют углублению познаний детей по предлагаемой теме, раскрытию их творческого потенциала, специальных навыков, позволяющих самореализоваться в процессе художественно-творческой деятельности.
Занятия, предложенные в данном блоке уроков, выстроены в чёткой последовательности, что предполагает постепенное, планомерное изучение материала, усложнение заданий, углубление и обобщение знаний, освоение необходимых приёмов работы с акварелью.
Принципы построения блока занятий:
1. Единство развития художественно-образного мышления и практической деятельности детей. Детям предлагается широкий спектр заданий, что даёт им обширное поле для творчества и проявления фантазии – за счёт этого дети сохраняют интерес к изобразительно деятельности в рамках предложенной темы;
2. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; восприятие явлений действительности; поиск натурного материала;
3. Тематическая цельность помогает обеспечить прочный эмоциональный контакт школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Содержание блока уроков по темам
Тема | Содержание занятий | Материалы и оборудование | Форма занятий | Творческие задания | |
Диагностическое занятие | Для определения базового уровня знаний по теме исследования детям предлагается ответить на 6 вопросов. Ученикам раздаются бланки с вопросами, на которые они должны ответить максимально развёрнуто. | Бланки с вопросами, карандаши/ручки. | Беседа, рассказ – объяснение, опрос. | - | |
Лекция по теме «Художественный образ в пейзаже и его передача средствами акварели» | Ведётся рассказ о художественном образе и о том, как он проявляется в пейзаже. Так же детям даётся информация о том, как передать художественный образ в пейзаже средствами акварели (различные технические приёмы работы акварелью, другие графические и живописные средства, доступные при работе с данным материалом). Дети узнают о художниках, которые пишут пейзажи акварелью, рассматривают их работы, учатся выявлять в картинах различные акварельные приёмы и называть их. | Компьютер, проектор – для учителя; тетрадь, письменные принадлежности – для учащихся. | Беседа, рассказ-объяснение. | - | |
Практическая работа. Техника а-ля-прима. | В ходе занятия дети знакомятся с таким приёмом как а-ля-прима (или письмо акварелью по мокрой бумаге). Они учатся работать более свободно, раскованно при помощи более крупных кистей (флейцев). Занятие проходит в форме мастер-класса (педагог работает вместе с детьми, попутно комментируя свои действия и отвечая на вопросы). | Бумага (А-4), акварель, кисти различных размеров, баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное методическое пособие. | Мастер-класс, беседа, обсуждение. | Создание формальной композиции в технике по-сырому. | |
Практическая работа. Солевая техника. | На занятии дети изучают новые возможности работы по-сырому с применением солевых эффектов, учатся передавать с помощью этого способа лёгкость, воздушность. | Бумага (А-4), акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки, соль. Для учителя – заготовленное методическое пособие. | Мастер-класс, беседа, обсуждение | Выполнение формальной композиции с применением солевых эффектов. | |
Практическая работа. Приём отмывок по активному красочному слою. | Дети знакомятся с отмывками на активном красочном слое, узнают способы применения жёсткой кисти в работе с акварелью. | Бумага (А-4), акварель, кисти (в том числе и щетина), баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное методическое пособие. | Мастер-класс, беседа, обсуждение | Выполнение композиции на тему «Птицы в небе». | |
Практическая работа. Приём лессировок. | В ходе данного занятия дети изучают такой приём работы акварелью как лессировки, что помогает им ещё лучше осознать, что акварель должна быть лёгкой, прозрачной. | Бумага (А-4), акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное методическое пособие. | Мастер-класс, беседа, обсуждение | Выполнение композиции на тему «Цветные ленты». | |
Практическая работа. Письмо по-сухому. | В ходе занятия дети знакомятся с письмом акварелью по сухому листу. В ходе занятия они должны понять, что даже на сухой бумаге акварель прозрачна, красочные пятна перетекают одно в другое и свободно смешиваются. | Бумага (А-4), акварель, кисти, тряпочки, баночки для воды. Для учителя – заготовленное методическое пособие. | Мастер-класс, беседа, обсуждение | Выполнение абстрактной композиции с использованием приёма по-сухому. | |
Практическое занятие. Работа над эскизами для итоговой композиции. | На основе натурного материала (открыток, фотографий, принесённых из дома) или личных наблюдений учащиеся составляют эскизы будущей итоговой работы, представляющей из себя художественный образ пейзажа. | Бумага (А-4), простые карандаши, ластики, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки. Для учителя – заготовленное наглядное пособие. | Рассказ, объяснение. | Создание эскизов для будущих композиций. | |
Практическое занятие. Перенос эскизов на итоговый формат. | Из составленных на предыдущем уроке эскизов дети выбирают наиболее удачные и переносят их на итоговый формат с соблюдением пропорций и с использованием понравившихся технических приёмов. Учитель изначально работает вместе с детьми, чтобы показать им, как выполнить работу наиболее эффективно. | Бумага (А-2), простые карандаши, ластики, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочки. Учителю так же потребуется заготовленное наглядное пособие. | Мастер-класс, объяснение, рассказ, обсуждение. | Итоговая композиция на тему «Художественный образ в пейзаже». | |
Итоговое диагностическое занятие. | Детям ещё раз предлагается ответить на вопросы, которые им были заданы в начале опытно-поисковой работы. Со всеми желающими проводится обсуждение выполненных творческих работ. | Бланки с вопросами, письменные принадлежности. | Беседа, объяснение, обсуждение. | - |