Дидактические игры
Теория:
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей.
Цель Д.И.: Реализация задач воспитания, развития и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Дидактические игры различаются:
1. по обучающему содержанию,
2. по использованию материала,
3. по познавательной деятельности детей,
4. по игровым действиям и правилам,
5. по организации и взаимоотношениям детей,
6. по степени роли воспитателя.
1. По обучающему содержанию игры:
· математические
· сенсорные
· речевые
· музыкальные
· природоведческие
· для ознакомления с окружающим
· по изобразительной деятельности
·
2. По использованию материала (классификация из дошкольной педагогики):
· игры с предметами,
· настольно-печатные игры,
· словесные.
Функции дидактичеких игр в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова):
Первая функция - совершенствование и закрепление знаний и последующее из применение в зависимости от игровой задачи.
Вторая функция - усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.
Основные особенности дидактических игр:
1. Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
5. В структуре дидактической игре основные элементы представлены так, чтобы они характеризовали игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Структурные компоненты (Структуру игры хорошо знать и понимать!):
· дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;
· содержание игры;
· игровые правила;
· игровые действия;
· окончание игры, подведение итогов
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача для самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например:
· «Какой формы»,
· «Продолжи предложение»,
· «Кто в каком домике живет»,
· «Повтори узор» и т. п.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения определяется в финале.
При соблюдении этого условия дидактическая игра выполняет функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например:
· «Летает не летает»,
· «Съедобное - несъедобное»,
· «Назови пору года»,
· «Кто, как кричит»,
· «Живые слова»,
· «Чудесный мешочек»,
· «Чего не стало?»,
· «Скажи как птичка, скажи как кошка» и т.д.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях.
Игровые действия являются рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным.
Игровым действиям детей необходимо учить. При этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Обучение игровым действиям осуществляется через:
· пробный ход в игре,
· показ самого действия,
· раскрытие образа и др.
К игровые действиям относятся умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного:
· восприятия,
· наблюдения,
· сравнения,
· припоминания ранее усвоенного,
· обдумывания.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной.
· В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.
· Правила игры выполняют следующие функции:
1. Обучающая - заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
2. Организующая - определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.
3. Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривается наказание за неисполнение (например, пропуск хода).
· Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной:
· подсчет очков,
· похвала,
· определение лучшего участника (по скорости ответов, по точности движений, по выполнению каких-то действий0,
· определение победителя,
· общий итог по реализации поставленной задачи.
Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.
Итог:
· Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.
· Дидактические игры используются во всех образовательных областях. В месяц планируется 20-30 дидактических игр.
· Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях - соблюдение принципов обучения.
Практическое задание по итогам работы на сайтах:
1. Канал «Развивающие Игры Воскобовича». – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC2j02uhBuJExjrbBWsHMuXQ
2. Сайт Путешествие в страну умных игр! (ООО «Корвет» – известный российский производитель и разработчик развивающих игр и учебных пособий для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – Режим доступа: https://corvet-igra.ru/
1 задание: Игры Воскобовича. Изучив материал на сайте Игры Воскобовича: развивающие занятия по методике, как сделать своими руками (o-krohe.ru), создать памятку – таблицу в удобной, самостоятельно выбранной форме по классификации игр и видам игр. Работа в программе Word.
2 задание: Заполнить таблицу по развивающим играм: https://corvet-igra.ru/
Название | Фото | Сущность |
1. Блоки Дьеныша | ||
2. Палочки Кюизенера | ||
3. Кубики Никитина (по видам) | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. |
3. Смотрим видео 2 обязательных + 5 подобных на свое усмотрение.
Дидактическая игра «Математические крышечки». – режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XRwiJnSGFH4
Дидактическая игра на развитие слоговой
Развивающие Игры Воскобовича - YouTube www.youtube.com
Развивающие игры и учебные пособия для детей.. corvet-igra.ru
«О крохе» — развитие, питание и здоровье.. o-krohe.ru
Дидактическая игра на развитие слоговой структуры речи «Магазин». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KkslFIg5r5c
4. Разрабатываем игру (по продолжительности 2-4 минуты) можно взять игру из просматриваемых роликов, можно свою. В мотивации: ПРИМЕР помочь (какому-то герою, например Красной шапочке собрать букет. Для этого нужно составить схему подсказку из кубиков….Красная шапочка поймет какого цвета и сколько цветов ей нужно собрать…) Здесь ваша фантазия.
Практическая работа | |||
Тема: | Составление конспекта проведения дидактической игры | ||
Фамилия, имя студента | |||
КОНСПЕКТ дидактической игры
Возрастная группа: | |
Название игры: | |
Цель: | |
Задачи: | - |
1) игровые: | |
2) обучающие: | - |
- | |
Дидактический материал: |
Ход игры
Структурные компоненты игры | Содержание деятельности воспитателя и приёмы руководства игровой деятельностью детей | Деятельность детей |
Мотивация | ||
Игровая задача | ||
Игровые правила | ||
Игровые действия | ||
Результат игры |
Источники информации: | |
Рекомендации: | |
Оценка: | Подпись: |
https://vk.com/im?sel=c19&z=video159522607_456239157%2F9e129aaf4d903da4b5
https://www.youtube.com/watch?v=KkslFIg5r5c&t=5s