Старшая группа
Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников старшей труппы
Тенденции физического развития'. Возраст 5—6 лет — период стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8—10 см, тогда как в возрасте 4—5 лет — всего лишь 4—5 см.
Влияние на рост оказывает шишковидная железа — гипофиз. При этом наиболее быстро растут нижние конечности: если у новорожденного отношение длины ног ко всему телу, равно 33—35 %, то у шестилетнего ребенка — 44,6 %.
У ребенка 5—6 лет заметно проявляется активность щитовидной железы. Она усиливает обмен веществ и процессы дифференциации тканей и, следовательно, органов. Под влиянием щитовидной железы активизируются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме, тем самым уменьшая возможность для отложения жировых веществ. Кроме того, гормоны щитовидной железы стимулируют подвижность ребенка, что в свою очередь усиливает процессы расходования питательных веществ, их сгорания. Поэтому дошкольники вообще худощавее, чем дети более ранних возрастов.
Интенсивно протекает окостенение скелета, прежде всего таких его частей, как запястье, пястье и фаланги пальцев, руки, плечо, лучевая и подвздошная кости, стопа, предплюсина, плюсина, фаланги пальцев ноги. Вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен. Например, позвоночник, хотя и приобретает изгибы, характерные для взрослого человека, но в лежачем положении, главным образом во время сна, эти изгибы сглаживаются (постоянными они становятся лишь к 7 годам).
Между 5 и 7 годами с усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у ребенка совершенствуются мышечные движения. Это способствует развитию его продуктивной деятельности (лепка, аппликация, некоторые виды конструирования и др.). На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.
Продолжается увеличение массы сердца, но его мышцы еще слабы, и потому существует опасность перегрузки сердца работой. Систолический объем сердца (количество крови, выбрасываемой из левого желудочка при одном сокращении) еще очень невелик. Сердце ребенка должно чаще сокращаться, чтобы при небольших объемах выталкиваемой крови обеспечить необходимый ее приток во все части тела.
В 5—7 лег у ребенка улучшается состав крови, растет количество красных клеток — эритроцитов и повышается процентное содержание гемоглобина. Это говорит о том, что в организме ребенка увеличивается газообмен, т.е. повышается! потребление кислорода из воздуха и соответственно — выделение углекислоты из организма. Значит, повышается его жизнеспособность и работоспособность.
Картина так называемой белой крови, т. е. содержание в крови различных форм лейкоцитов, свидетельствует о том, что ее фагоцитарная функция (функция сопротивления инфекциям, осуществляемая лейкоцитами) пока развита недостаточно. Отсюда — подверженность детей всевозможным инфекционным заболеваниям.
К 6 годам значительно увеличивается жизненная емкости легких.
Как в анатомическом, так и в физиологическом плане продолжает развиваться нервная система. К 6—7 годам вес! мозга равняется примерно 1200 г, что в три раза превосходит вес мозга новорожденного. К 5—6 годам уже ясно выражена; дифференциация в строении слоев коры головного мозга. >
Тенденции психического развития. Данный период дошкольного детства также проходит под знаком интенсивного! развития игровой деятельности, содержание и формы которой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизнь детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элементе® этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется произвольность (способность бьггь хозяином своего его поведения) в ее разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка! последствий принимаемых решений и т. п.). По мере формирования произвольности, а значит, и обретения ребенком1 подлинной свободы в построении своего поведения, возрастает творческий потенциал его деятельности.
Все это накладывает отпечаток и на развитие двигательный сферы жизни дошкольника.
Прежде всего, воспроизводя те или иные движения, пяти-, шестилетние дети начинают ориентироваться не на результат и зображаемого действия с предметом (как дети 4—5 лет), а на особенности самого движения, которое выделяется ими из этого действия. Так, в ходе воспроизведения движения с воображаемой расческой, ложкой, ножницами и т.д. шестилетки демонстрируют не только результат, достижимый с помощью данной операции, но и характерные движения по применению этих предметов. Например, изображая действия с расческой, шестилетний ребенок не запускает, как малыш, нею пятерню в волосы. Он зажимает кисть в кулак, как бы удерживая ручку гребешка, и водит им на некотором расстоянии от головы, показывая движения, которые совершаются при причесывании волос. Здесь произвольность движений достигает уже высокой степени развития. Ребенок способен воспроизвести заданное движение по словесной инструкции н отсутствие предмета, в связи с которым оно формировалось.
Пяти-, шестилетки успешно выполняют задания не только по конкретным, но и по обобщенным словесным инструкциям (типа задания с инструкцией: «Прыгни как можно дальше»).
Словесные инструкции постепенно приобретают все более абстрактный характер и начинают нести для детей обобщенную программу действий без опоры на наглядно воспринимаемую ситуацию.
Постепенно сокращается разрыв между образованием и осознанием навыка, чему, как уже говорилось выше, способствует словесное обучение.
Однако все эти позитивные достижения закрепляются и получают свое дальнейшее развитие на следующей возрастной стадии.
Приобщение к физической культуре
Продолжается работа по творческому освоению детьми более сложных форм двигательной активности, которые предполагают повышенный уровень произвольности движений по сравнению с предшествующей возрастной группой. Решение соответствующих двигательных задач также требует от ребенка двигательной находчивости, а в ряде случаев — двигательной импровизации. Приоритетной становится организация совместной деятельности детей по решению различных двигательных проблем.
Учитывая накопленный ребенком опыт игровой деятельности, особое внимание педагоги уделяют дальнейшему развитию выразительности детских движений, в том числе — и символической функции. Развитие игры и художественного творчества создает почву для формирования у воспитанников старшей группы способности к конструированию и передач через движение относительно сложных эстетических образов Все это способствует возникновению у детей отчетлив выраженного интереса к собственным двигательным возможностям и стремления к их проявлению.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Ходьба. Ходьба с имитацией походки животных (медведь лошадка, верблюд, журавль, гусь и др.) и людей в зависимости от их внутреннего состояния (печаль — радость, бодрость — усталость и т. д.), возраста (старичок, юноша, ребенок). Произвольная ходьба под легкую и грациозную музыку. Игровые упражнения: «Великан» (ходьба на носках поднятыми вверх руками), «Сбор цветов» (ходьба на прямых ногах с наклонами, необходимость координировать движения ног и рук), «Михайло Потапыч» (ходьба на четвереньках с выпрямленными ногами, имитирующая характерные движения медведя), «Ходящий стол» (ходьба на руках и ногах животом вверх). Ходьба с изменением положения рук — с мячом и скалкой (и без них); игровые упражнения «Самолет», «Толкаем груз», «Троллейбус». Задания на построение символических движений: передача посредством ходьбы образов движения времени (смена времени суток, времен года).
Ходьба по усложненным лабиринтам (соревнование на время). Игровое упражнение «Прогулка по льдинкам». Ходьба спиной вперед по доске шириной 10 см. Игровое упражнение «Катание на коньках» (ходьба на деревянных дощечках). Контурное изображение солнышка, цветка, елочки, грибочка и других предметов следами на влажном песке. Самостоятельное придумывание различных вариантов игровой ходьбы и названий для них.,, Групповое игровое упражнение «Живая лента» — ходьба приставными шагами: дети, взявшись за руки, идут то в одну, то в другую сторону. Групповая ходьба — изображение движущихся стрелок часов, поездов и машин на железнодорожном переезде, реки, текущей но определенному руслу, обозначенному при помощи кубиков и других мелких предметов; самостоятельное придумывание детьми вариантов групповой ходьбы.
Ходьба и бег в режиме чередования напряжения и расслабления мышц («шалтай-болтай»). Имитация ходьбы и походки движениями рук по вертикальной (из положения стоя) и горизонтальной поверхности (передвигаясь на четвереньках).
Бег. Бег под легкую и грациозную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, широкими и мелкими шагами, с поднятыми вверх руками и выпрямленной спиной, с прыжками) и с меняющимся темпом; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом, выработка умения «слушать» ноги. Воспроизведение различных способов отталкивания от поверхности при беге (носками, пятками и т. д.). Отталкивание от разных поверхностей (пол, мягкий мат, батут, неглубокий песок).
Стремительный бег в разных направлениях под быструю и энергичную музыку. Изменение характера и темпа бега! по сигналу в связи с вхождением в образы различных животных (олень, медведь, зайчик, слон, мышка, динозавр, ежик). Бег, ходьба, ползание с вхождением в образы персонажей сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Бег по усложненным лабиринтам. Бег с преодолением препятствий в виде предметов путем их обегания и перепрыгивания, пролезания между ними. Бег с осаливанием мячом в броске. Групповой бег с вхождением в образ бегунов-марафонцев. Игровое упражнение «Упряжка».
Непрерывный бег продолжительностью до 2 минут. Бег на 100 м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой и прыжками. Быстрый бег на расстояние от 10 до 20 м (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка). Задание: «Пробеги как можно быстрее».
Прыжки. Прыжки с принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки, тигры, лошадки в цирке, воробьишки). Прыжки на двух ногах на месте: ноги вместе — ноги врозь; с продвижением вперед. Прыжки с поворотом на месте кругом (ноги вместе — ноги врозь). Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Игра-соревнование «Лягушачий чемпионат» (прыжки на скорость, перепрыгивание через предметы).
Прыжки с места через проведенную на полу линию в ситуациях, когда: а) расстояние до линии (не менее 80 см) задается воспитателем; б) ребенок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребенок должен провести линию мысленно. Задание: «Прыгни как можно дальше»; то же — с соревнованием. Прыжки с разбега через «ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков (сугробы, насыпь) высотой 15—20 см. Прыжки с места в высоту с попыткой коснуться обеими руками предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка в ситуациях, когда: а) высота подвешенного предмета (не менее 15—20 см] определяется воспитателем; б) ребенок сам должен выбрать нужную высоту и подвесить предмет (попросить об этом «ос- питателя); в) ребенок должен мысленно подвесить предметнаопределенную высоту. Задание: «Прыгни как можно выше», то же — с соревнованием. Перепрыгивание через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку.
Спрыгивание с высоты 40—50 см с принятием игровом роли (пингвины, парашютисты, прыгуны с лыжного трамплина и др.). Спрыгивание с высоты с поворотом тела. Запрыгивание на возвышение до 25 см.
Ползание, лазание. Изображение реки, текущей под мое-» том (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами). Имитация движений ползающих животных (змеи, жуки и др.) с переползанием друг через друга. (Выполняя эти задания, дети должны проползать 13—15 м.) Ползание по гимнастической скамейке. Ползание на четвереньках со сменой направления в медленном среднем и быстром темпе (в образе собачки, льва); толкая мяч головой. Игровые упражнения «Любопытный котенок»; «Кошка ловит мышей», «Паровоз», «Гусеница-землемер». Самостоятельное придумывание различных вариантов ползания и названий для них.
Лазание по гимнастической стенке с вхождением в образ обезьянки, акробата, альпиниста; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом. Преодоление неуверенности в движениях и страха высоты (общие и индивидуальные варианты коррекции). Лазание до верха гимнастической стенки и спуск без пропуска реек. Игровые упражнения на канате «Маятник», «Компас».
Катание, бросание, ловля и метание. Изображение при помощи движущихся мячей простых сказочных сюжетов и реальных ситуаций (Колобок встречает по дороге разных зверей, зайчата спасаются от серого волка, автомобили разъезжаются на перекрестке и др.). Игровое упражнение «Говорящий мяч» (передача и определение настроения через бросок).
Подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (не менее 5 раз). Перебрасывание и перекатывание мяча из одной руки в другую; друг другу из положений стоя и сидя:. Прокатывание мяча перед собой при ходьбе по скамейке. Перебрасывание мяча через препятствие одной рукой в ситуациях, когда: а) расстояние до препятствия (не менее" 3 м) устанавливается воспитателем; б) ребенок сам устанавливает это расстояние; в) ребенок мысленно представляет себе линию препятствия. Задание: «Брось мяч как можно дальше»; то же — с соревнованием. Бросание мяча о землю и его ловля. Игра мячом рукой о землю и о стену, плечом и ногой о стену. Ведение мяча с отбивании о землю поочередно правой и левой рукой. То же упражнение в форме игровой имитации мячом движений подпрыгивающего воробья, куклы-марионетки, молотка, ударяющего по гвоздю.
Игровые упражнения и игры: «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Догони мяч», «Мяч об пол».
Удары по мячу битой или ракеткой — держа ее двумя руками. Игровое упражнение «Школа меткости» — правда рука учит метать левую. Метание правой и левой рукой в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на высоте 2,5 м) с расстояния 4 м. Забрасывание кольца на палку-кольцеброс (с расстояния 1,5 м).
Метание в цель сбоку, снизу (из положения сидя), сверху (стоя на возвышении); при быстрой ходьбе и беге.
Равновесие. Стойка с открытыми глазами на одной ноге с вхождением в образ (стойкий оловянный солдатик, гриб, кран, ласточка), другая нога согнута в колене, поднята вперед, отведена назад, в сторону. Стойка с закрытыми глазами: «Египетский шаг» — носок одной ноги касается пятки другой (10—15 секунд).
Ходьба по плоским дощечкам, разложенным вдоль скамейки. Игровые упражнения «Верблюд на мосту» (перешагивание с характерными движениями ноги через кубики высотой 15— 20 см, разложенные вдоль скамейки), «Сбор грибов» (ходьба по скамейке с собиранием кубиков), «Козлики на мосту» (парная ходьба по доске навстречу друг другу с поворотом на 180"). Групповое упражнение «Клавиши» (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа). Парное упражнение: бросать и ловить мяч в среднем темпе, стоя на скамейке.
Попытка кратковременного удерживания мяча на голове в положении стоя и при ходьбе. Ходьба и медленный беге мешочком, книгой на голове — по полу, доске, скамейке. Ходьба с закрытыми глазами (10—15 шагов). Прыжки на двух и одной ноге с закрытыми глазами с продвижением вперед ни 3—4 м. Кружение индивидуально и парами (с приседаний ем), держась за руки (5—10 секунд), с вхождением в образ снежинок, волчка, пропеллера, летающей тарелки, гайки и т. п.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ ПОЗЫ
Игровые задания: «Внимание, снимаю!» (вариант игры «Замри»); «Стоп-кадр» — имитация фотографических изображений: «Лошадка перед прыжком», «Орел в полет»», «Тяжелоатлет в рывке» и др.; имитация игрушек (в том числе художественных дымковских, богородских) и скульптур. Задание: «Скульптор и глина» — один ребенок создает «скульптуру» из первоначально аморфной «глины», которую изображает другой ребенок; данное упражнение носит развивающий многофункциональный характер, включая в себя черты двигательно-игровой, продуктивной, театральной деятельности, а также эмоционально-энергетический контакт участников; имитация и самостоятельное придумывание поз перевертышей («Собака на заборе», «Кошка в мышиной норке», «Пассажир в чемодане», «Стояние на потолке» и др.). Поза змеи,
Воспроизведение, придумывание и распознавание выразительных поз: напряженная поза (ожидание, испуг, сосредоточенность, готовность к действию); расслабленная поза (усталость, удовлетворение, получение удовольствия).
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ
Игровые упражнения: «Прикосновение» — движения кистями рук по воображаемому препятствию; «Встреча друзей» — поочередное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой; «Угадай, что нарисовано» — рисование пальчиками на спине товарища.
Физкультминутки для развития пальцевой моторики «Дружба», «В гостях», «Домик», «Прогулка», «Человечки» «Засолка капусты», «Замок». Отдельные игровые упражнения для пальцев с показом движений и форм живых и неживых объектов, со стихотворным сопровождением: «Филин», «Петушок», «Курочка», «Осы», «Жук», «Птенчики в гнезде», «Колокольчик»; самостоятельное придумывание детьми вариантов такого показа. Игровое упражнение «Лепим добрую и нежную руку».;
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ
Демонстрация (на картинках и на живом примере) и распознавание выражения на лице различных эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие и др.); самостоятельное воспроизведение состояния (по замыслу). Игра «Театр мимики».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ1
Игровые упражнения | Цель |
«Тяжелоатлет» (хождение с воображаемой гигантской тяжестью на плечах (в виде скалки, гантели), ее подъем на высоту вытянутых рук и опускание на плечи | Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины |
«Объятия» (с отведением рук за спину) | Укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений |
«Гребля» (имитация движений весел руками — сидя на полу по-турецки). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук |
«Любопытный котенок» (и. п. — сидя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками об пол, перебирание руками и повороты шеи в разные стороны) | Укрепление мышц спины, шеи, рук |
«Любопытный ребенок» (и. п. — лежа на животе; повороты головы в разные стороны) | Укрепление мышц шеи, предплечья, спины |
«Дискобол» (имитация движений дискобола) | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, развитие умения сохранять равновесие ' |
«Ветряная мельница» (ноги расставлены, одна рука на поясе, другая, поднятая вверх, описывает круги с постепенным ускорением, касаясь уха и ноги; усложненный вариант: круги описывают обе руки одновременно | Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой |
«С чашей воды на руках» (переход из и. п. сидя на пятках с поднятыми руками — в стойку на коленях) | -«- |
«Косарь» (имитация движений при косьбе) | Укрепление мышц плечевого пояса и спины |
«Летящая птица» (и. п. — лежа на животе, руки разведены в стороны, бедра и ноги прижаты к полу, подъем и опускание головы и грудной клетки) | Укрепление мышц спины живота и ног |
«Поднимите вдвоем» (парное упражнение: подъем и опускание гантели или палочки, и. п. — лежа на животе) | -«- |
«Испугавшиеся лошади» (парное упражнение: и. п. — спинами друг к другу, руки отведены назад; перетягивание палки или гантели) | Укрепление мышцспины,плечевого пояса и рук |
«Лошадка на карусели» (и. п. — лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держатся за щиколотки; перекатывание тела вперед-назад) | Укрепление мышц спины плечевого пояса, рук, ног, живота |
«Гребцы» (парное упражнение: имитация движений гребцов; и. п. — сидя на полу, крепко взявшись за руки; ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого) | Укрепление мышц спина плечевого пояса и рук |
«Открытый перочинный ножик» (и. п. — выпрямив нош и туловище, вытянув руки вдоль тела; наклоны туловища с поочередным поднятием ног) | Укрепление мышц спины, бедер, живота, ягодичных мышц |
«Чей толчок сильнее?» (парное упражнение: взаимное отталкивание ступнями; и. п. — лежа на спине) | Укрепление мышц ног |
«Перекат и подскок» (и. п. — лежа на спине, колени согнуты, руки обхватывают колени; перекатывание тела назад, а затем вперед с последующим подскоком на ноги) | Укрепление мышц спины и ног, ягодичных мышц |
«Пальцы ног ходят в гости» (парное упражнение: и. п. — лежа на спине (голова к голове, ноги врозь, нзявшись за руки; подъем ног нверх за голову с последующим соприкосновением пальцев) | Укрепление мышц спины, живота, пальцев ног[17] |
СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫСПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Силовые упражнения. Отжимы5—10 раз (руки в упоре на скамейке). Игровое упражнение «Тележка»: ходьба на руках в паре. Перекатывание вперед-назад 5—10 раз, и. п. — сидя. Ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук (расстояние 5 м).
Баскетбол. Перебрасывание мяча двумя руками от груди. Формирование умения регулировать направление и силу удара при броске в корзину. Ведение мяча правой и левой рукой.
Футбол. Прокатывание мяча обеими ногами в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при закатывании мяча в лунки, в ворота Отбивание мяча о стенку.
Освоение простейших навыков передачи мяча (в парах) Создание первоначальных представлений о функциях вратаря, защитников, полузащитников, нападающих.
Хоккей. Выработка умения правильно держать клюшку Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении Формирование умения регулировать направление и силу уда ра при ее закатывании в ворота. Освоение простейших навыков передачи шайбы.
ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК
Художественная гимнастика. Пружинные движения руками, ногами, туловищем. Волнообразные движения плеча ми и руками. Прыжки, выработка равновесия, повороты ] рамках двигательных импровизаций.
Танцевальные упражнения. Танцевальный шаг: шаг гало па, шаг польки, русский хороводный шаг, русский переменный шаг, шаг притопывания.
Акробатические упражнения. Группировки, перекаты равновесия, полушпагаты, стойка на лопатках.
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
Катание на санках. Катание на санках с горки по двое и переменным распределением функций («впередсмотрящий» - «управляющий»). Катание друг друга: ведение санок за поводья с вхождением в образ («Лошадка в упряжке», «Поезду «Динозавр с длинным хвостом», «Малышка в коляске» и др.] толкание санок руками сзади, самостоятельное придумывание аналогичных образов.
Скольжение. Формирование навыков разбега. Повороты при скольжении. Рисование простых геометрических фигу скольжением по льду. Движения рук в разные стороны, приседания и подъемы при скольжении. Имитация движений фигуристов.
Ходьба на лыжах. Передвижение по лыжне друг за другом переменным шагом — поочередно скользя на правой и на левой ноге, с вхождением в образ спортсменов-лыжни ков. Игра-прогулка «Следопыты»: движение по обозначенным на снегу и на деревьях ориентирам с необходимостью делать повороты на месте и в движении, преодолевать незначительные препятствия на пути, взбираться на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой и высокой стойке. Выработка навыков торможения. Игры «Слалом», «Догонялки».
Катание на велосипеде. Катание на двухколесном велосипеде по прямой по разным поверхностям: асфальт, сухая земля. Выработка простейших навыков регулирования скорости.
Бадминтон. Выработка умения правильно держать ракетку. Отбивание волана ракеткой; формирование умения регулировать направление и силу удара (в игре с воспитателем).
ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ
Скольжение на груди и на спине с вхождением в образ катера, кита, водомерки. Изображение того, как плавают сухопутные животные (кошка, лошадь и др.), передвигаясь по дну ногами или плавая доступным способом. Игровое упражнение «Аквалангисты» (выдох в воду). Игровое упражнение «Водяная мельница» (круговые движения ногами, сидя на мелком месте и опираясь на руки). Передвижение по дну на руках. Разучивание движений руками. Плавание произвольными способами. Игровые упражнения «Кувшинки», «Хоровод в воде» (под музыку).
Игры в воде: «Фонтан», «Аквариум», «Волны на море», «Поймай воду».
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ[18]
Продолжение работы по развитию ориентировки на ритм (упражнения «Марш» и «Зарядка»). Отбивание ритма на барабанах, концентрация внимания на характере движений, осуществляемых при этом.
Передача воображаемого ритма через движение без музыкального сопровождения. Развитие ориентировки на мелодию. Формирование умения улавливать передаваемые мелодией образы (настроения, состояния) и выражать их через движение (в произвольном танце). Попытки «пропевания» собственных движений, их выражения через произвольную вокализацию.
Части комплекса ритмической гимнастики (по Т. Лисицыной): упражнения «Пила», «Жук упал», «Похлопаем в ладоши», «Качели», «Пружинка», «Насос», «Листопад», «Мячик». Комплекс ритмической гимнастики «Буратино».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игры | Цель |
«Поезда», «Репка» | Развитие умения ориентироваться на действия других при построении индивидуального действия |
«Цирк», «Веселые человечки», «Путешествие по дну моря», «Магазин игрушек» | Развитие находчивости, сообразительности, сноровки, выразительности движений, умение перевоплощаться, овладение языком движений |
«Скакалка-подсекалка», «Эстафета кузнечиков», «Прыгуны и ползуны», «Птицы в клетке» | Развитие сообразительности, быстроты реакции и сноровки |
«Охотники», «Не задень веревочку», «Через палку» | Развитие произвольности действий, ловкости |
«Петушки», «Холсты», «Косари» | Развитие координации движений, умения сохранять равновесие |
«Усни-трава...» | Формирование умения ориентироваться на слово при организации действия (как условие развития произвольности действия) |
«Наоборот», «Тень», «Голубки» | Развитие быстроты реакции, оперативности мышления, умения % ориентироваться на слово при построении действия |
«Ленок» | Развитие пантомимических умений, сообразительности, умений ориентироваться в пространстве |
«Белые медведи», «Ловлю птиц на лету», «Бег пингвинов», «Жмурки» в разных вариантах (с голосом, с различными предметами) | Развитие находчивости, сноровки, умения ориентироваться в пространстве |
«Пескарь», «Колобок» | Развитие ловкости, внимания, произвольности действий |
«К своим флажкам», «Найди камешек», «Большие и малые колеса», -«Обезьянки» | Развитие слухового внимания, ловкости, произвольности действий |
«Шмель», «Ловишки с мячом», «Мяч водящему», «Ловкая пара», «Лови — не лови», «Кувшинчик», «Снайперы», «Попади в мяч» | Развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции |
ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫДЛЯ ПРАЗДНИКОВ
«Вокруг стульев», «Проворные пальцы», «Многоборцы», «Толкни ядро», «Поезда», «Передача мяча», «Дед Мороз».