Возможные ошибки психологов в ходе консультирования и пути их профилактики




 

 

Ошибки   Профилактика    
1. Отсутствие личностного обращения к интервьюируемому. 1. Четкое знакомство с именем, использование имени в ходе интервью.  
2. Поучения, очевидные и банальные. 2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональных ограничений.  
3. Избыточная личная заинтересованность в содержании интервью. 3. Освоение профессиональной позиции и профессиональной  
4. Уход от профессионального взаимодействия в бытовое. 4. Рефлексия на содержание профессиональной деятельности.  
5. Использование специальной, редко употребляемой в быту терминологии. 5. Говорить простым, четким, литературным языком.  
6. Стремление интервьюера занять собой, своими личными проблемами и высказываниями большую часть времени. 6. Организация профессионального пространства, контроль за временем своих высказываний.  
7. Навязывание своего мнения интервьюируемому. 7. Контроль за соответствием задаче клиента.  
8. Эмоциональное воздействие через оценку качеств клиента. 8. Безоценочное общение.  
9. Отсутствие четких целей интервью. 9. Владение предмета интервью.  
10. Уличение клиента в неискренности, стремление «поймать» его. 10. Следование предмету интервью.  
11. Постоянные аппеляции к мнению других людей. 11. Цель интервью — мнение, проблема и т. п. — в логике индивидуальной судьбы человека.  
12. Отказ от взаимовлияния людей в процессе интервью. 12. Самоконтроль за профессиональным развитием.  

 

Р.С. Немов предлагает следующую классификацию ошибок и способов их устранения.

1. Неверное заключение психолога-консультан­та о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или нс видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая про­блема существует), или приписывает клиенту пробле­му, которой у него в действительности нет.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном слу­чае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но пред­лагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в дейст­вительности ничего или почти ничего полезного кли­енту не даст.

3. Неправильные действия клиента по выполне­нию рекомендаций, полученных от психолога-кон­сультанта. Это тот тип ошибок в консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и ко­торому были даны верные рекомендации по ее реше­нию, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Заметим, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практиче­ски анализируя неудачи, возникающие в психологи­ческом консультировании, следует искать все возмож­ные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его дея­тельности.

Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультировании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы.

Ошибки первого типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

la.Ошибки, совершаемые психологом-консультан­том в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консульта­нтрования, особенно на стадии диагностики и исповеди.

В данном случае бывает так, что, полностью дове­ряя клиенту, психолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути про­блемы клиента или способах ее практического реше­ния на основе неверной информации, которой его снабдил клиент.

Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сооб­щить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.

1б. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант — даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забыва­ния также невозможно полностью исключить из прак­тики психологического консультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического прие­ма: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

1в. Ошибки, допускаемые психологом-консультан­том по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

1г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом.

Основная причина этих ошибок — недостаточ­ность практического опыта проведения консультиро­вания у психолога-консультанта, а также его невни­мание или непонимание того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консуль­тантом у себя привычки внимательно слушать кли­ента, не упуская ни одной сообщенной им детали, —единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Ошибки второго типа делятся на следующие подгруппы:

2а. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Для того чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной прак­тики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и рабо­тать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих соб­ственных выводов и рекомендаций.

2б. Односторонние рекомендации, данные психо­логом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следую­щих причин:

• в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

• по причине невнимания психолога-консультан­та к деталям того, о чем ему говорит клиент;

• вследствие поспешности психолога-консультан­та в выводах относительно проблемы клиента;

• из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации испо­веди клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнори­рование любой из них грозит повторением данной ошибки.

2в. В целом правильные, но практически полно­стью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, что, предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет та­кие условия его жизни, которые могут стать серьез­ным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходи­мо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Наконец, ошибки третьего типа можно разде­лить на следующие подгруппы:

3а. Неправильные действия клиента, порождаемые его непониманием или недопониманием того, что ему советует психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, пред­лагая практические рекомендации клиенту по реше­нию его проблемы, консультант недостаточно учиты­вает индивидуальные особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим спосо­бом: работая с клиентом, на каждом этапе психологи­ческого консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правиль­но сформулированных вопросов.

3б. Неправильные действия клиента, порожден­ные его нежеланием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психолог-консультант.

Эту ошибку можно предупредить следующим спо­собом. Внимательно наблюдая за клиентом в тот мо­мент, когда он получает практические рекомендации по решению его проблемы, по результатам наблюде­ния установить, как клиент на самом деле к этим ре­комендациям относится. Если отношение клиента от­рицательно, то лучше отказаться от этих рекомендаций выяснить, почему клиент их не принимает, и в конеч­ном счете предложить ему что-то иное, более подхо­дящее для него.

3в. Неправильные действия клиента, вызванные объективной возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психолог-консультант, в силу, например, изменившихся условий или каких-либо других объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практи­ки психологического консультирования, если консуль­тант, прежде чем давать рекомендации клиенту, по­интересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнять полученные рекомендации.

Каждый из перечисленных типов ошибок спосо­бен существенно снизить эффективность консульти­рования, поэтому их следует всячески избегать.

Вопрос о выборе той или иной методики консуль­тирования во многом связан с решением вопроса о критериях его эффективности. По оценке В. Франкла, динамика психологического консультирования с це­лью оказания психологической помощи в каждом кон­кретном случае может свестись к уравнению с двумя неизвестными:

Дк = X + Y,

где X — своеобразие и личность (уникальность) кли­ента, Y — не менее своеобразная и уникальная лич­ность психолога-консультанта.

Поэтому любой подход или метод консультирова­ния в разных случаях может приводить к различным результатам, так как психолог не может пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью. В связи с этим различают критерии, характеризующие непосредственно профессиональную компетентность психолога, и критерии, раскрывающие результатив­ность (эффективность) его работы.

Первая группа критериев отражает степень со­ответствия, проводимой психологом, работы норма­тивным требованиям и предписываемому характеру деятельности. Сюда, в свою очередь, относятся пока­затели, отражающие соблюдение психологом требо­ваний, предъявляемых к научно-исследовательской деятельности и психодиагностической работе, соблю­дение этических норм деятельности, а также степень соответствия используемых в практической работе с клиентом способов и средств деятельности заявлен­ной теории и уровень владения ими. При рассмотре­нии второй группы критериев (эффективность рабо­ты) необходимо учитывать по меньшей мере три аспекта:

а) существование так называемой психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека, его пове­дения в социуме, особенности и динамику пси­хических процессов, состояний. Это совокуп­ность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, выполнять деятельность, осуществлять другие соци­альные функции;

б) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в резуль­тате психологического воздействия:

в) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обще­стве, а также проявлений его внутреннего мира.

Таким образом, ППК может быть рассмотрено как один из компонентов акмеологического сопровожде­ния политической деятельности, отличительной чер­той которого является опора психолога на резервные возможности психики субъекта политики. Тенденции современного ППК нацелены на оптимизацию разви­тия человека, усовершенствование межличностных отношений. Оно выступает эффективным средством гуманизации отношений, устранения разрушительных источников психического напряжения.

В целом современный опыт показывает, что осуще­ствление акмеологического сопровождения политиче­ской деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие ин­тересы общества, политических объединений и конкрет­ного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы эффективно используется в различных политических структурах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и в систематизации деятельности политических дея­телей.

В целях повышения эффективности функциони­рования политических структур целесообразно более конкретно выполнять такие функции акмологического сопровождения, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструкторско-прогностическая, тренингово-развивающая, психотерапевтическая, коррекционная и организационная. Политический консалтинг при этом должен играть ключевую роль. Успешное вы­полнение всех взаимосвязанных акмеолого-психологических функций явится одним из ключевых звеньев в деле достижении качественно нового уровня деятель­ности всех субъектов политики и персонала политиче­ских структур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: