Ошибки | Профилактика | |
1. Отсутствие личностного обращения к интервьюируемому. | 1. Четкое знакомство с именем, использование имени в ходе интервью. | |
2. Поучения, очевидные и банальные. | 2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональных ограничений. | |
3. Избыточная личная заинтересованность в содержании интервью. | 3. Освоение профессиональной позиции и профессиональной | |
4. Уход от профессионального взаимодействия в бытовое. | 4. Рефлексия на содержание профессиональной деятельности. | |
5. Использование специальной, редко употребляемой в быту терминологии. | 5. Говорить простым, четким, литературным языком. | |
6. Стремление интервьюера занять собой, своими личными проблемами и высказываниями большую часть времени. | 6. Организация профессионального пространства, контроль за временем своих высказываний. | |
7. Навязывание своего мнения интервьюируемому. | 7. Контроль за соответствием задаче клиента. | |
8. Эмоциональное воздействие через оценку качеств клиента. | 8. Безоценочное общение. | |
9. Отсутствие четких целей интервью. | 9. Владение предмета интервью. | |
10. Уличение клиента в неискренности, стремление «поймать» его. | 10. Следование предмету интервью. | |
11. Постоянные аппеляции к мнению других людей. | 11. Цель интервью — мнение, проблема и т. п. — в логике индивидуальной судьбы человека. | |
12. Отказ от взаимовлияния людей в процессе интервью. | 12. Самоконтроль за профессиональным развитием. |
Р.С. Немов предлагает следующую классификацию ошибок и способов их устранения.
1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или нс видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.
2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного клиенту не даст.
3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Это тот тип ошибок в консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.
Заметим, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.
Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультировании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы.
Ошибки первого типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:
la.Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультантрования, особенно на стадии диагностики и исповеди.
В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, психолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент.
Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.
1б. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.
Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант — даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.
Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.
1в. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.
1г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом.
Основная причина этих ошибок — недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, —единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.
Ошибки второго типа делятся на следующие подгруппы:
2а. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.
Для того чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.
2б. Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.
Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:
• в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;
• по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;
• вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;
• из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации исповеди клиента.
Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.
2в. В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.
Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, что, предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.
Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.
Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на следующие подгруппы:
3а. Неправильные действия клиента, порождаемые его непониманием или недопониманием того, что ему советует психолог-консультант.
Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.
Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сформулированных вопросов.
3б. Неправильные действия клиента, порожденные его нежеланием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психолог-консультант.
Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внимательно наблюдая за клиентом в тот момент, когда он получает практические рекомендации по решению его проблемы, по результатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к этим рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательно, то лучше отказаться от этих рекомендаций выяснить, почему клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что-то иное, более подходящее для него.
3в. Неправильные действия клиента, вызванные объективной возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психолог-консультант, в силу, например, изменившихся условий или каких-либо других объективных жизненных обстоятельств.
Данная ошибка может быть исключена из практики психологического консультирования, если консультант, прежде чем давать рекомендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнять полученные рекомендации.
Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность консультирования, поэтому их следует всячески избегать.
Вопрос о выборе той или иной методики консультирования во многом связан с решением вопроса о критериях его эффективности. По оценке В. Франкла, динамика психологического консультирования с целью оказания психологической помощи в каждом конкретном случае может свестись к уравнению с двумя неизвестными:
Дк = X + Y,
где X — своеобразие и личность (уникальность) клиента, Y — не менее своеобразная и уникальная личность психолога-консультанта.
Поэтому любой подход или метод консультирования в разных случаях может приводить к различным результатам, так как психолог не может пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью. В связи с этим различают критерии, характеризующие непосредственно профессиональную компетентность психолога, и критерии, раскрывающие результативность (эффективность) его работы.
Первая группа критериев отражает степень соответствия, проводимой психологом, работы нормативным требованиям и предписываемому характеру деятельности. Сюда, в свою очередь, относятся показатели, отражающие соблюдение психологом требований, предъявляемых к научно-исследовательской деятельности и психодиагностической работе, соблюдение этических норм деятельности, а также степень соответствия используемых в практической работе с клиентом способов и средств деятельности заявленной теории и уровень владения ими. При рассмотрении второй группы критериев (эффективность работы) необходимо учитывать по меньшей мере три аспекта:
а) существование так называемой психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, выполнять деятельность, осуществлять другие социальные функции;
б) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в результате психологического воздействия:
в) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.
Таким образом, ППК может быть рассмотрено как один из компонентов акмеологического сопровождения политической деятельности, отличительной чертой которого является опора психолога на резервные возможности психики субъекта политики. Тенденции современного ППК нацелены на оптимизацию развития человека, усовершенствование межличностных отношений. Оно выступает эффективным средством гуманизации отношений, устранения разрушительных источников психического напряжения.
В целом современный опыт показывает, что осуществление акмеологического сопровождения политической деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, политических объединений и конкретного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы эффективно используется в различных политических структурах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и в систематизации деятельности политических деятелей.
В целях повышения эффективности функционирования политических структур целесообразно более конкретно выполнять такие функции акмологического сопровождения, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструкторско-прогностическая, тренингово-развивающая, психотерапевтическая, коррекционная и организационная. Политический консалтинг при этом должен играть ключевую роль. Успешное выполнение всех взаимосвязанных акмеолого-психологических функций явится одним из ключевых звеньев в деле достижении качественно нового уровня деятельности всех субъектов политики и персонала политических структур.