Пояснительная записка.
Актуальность. Занятия брейк-дансом (одно из направлений молодежной хип-хоп культуры)отвечают интересам подростков, способствуют развитию физических и творческих способностей, направлены на социализацию личности обучающихся.Интерес к брейкингу определяется также культурным уровнем, социальными ориентирами подростков. Но поскольку на сегодняшний день не существует учебной программы по брейк-дансу, рекомендованной министерством образования, авторы подобных существующих программ опираются на личный опыт, условия обучения, особенности обучаемых, технические возможности образовательного учреждения. Программа реализует запрос детей, подростков и юношества на причастность к молодежной субкультуре, позиционируемой изначально как уличная. Брейк-данс, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон ребёнка. Высочайшей выразительности он достигает при музыкальном оформлении. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную культуру общения, воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, развивают координацию, слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, музыкальность и артистичность; побуждают к творчеству. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.Являясь видом физической культуры, брейкинг несёт в себе выраженные черты эстетической деятельности и глубокий психологический контекст (самовыражение, творчество, взаимопонимание и взаимодействие партнёров в танце). При этом важно, что данный танец понятен всем возрастным группам детей и молодёжи. Актуальность данной программы велика потому, что она предполагает позитивную социализацию учащихся.Данная программа, учитывая подверженность детей и подростков на улице ложным массовым стереотипам, ориентирует их на здоровый образ жизни и позитивные ценности.
Тип программы:
- по функциональному назначению: программа обучающего курса;
- по уровню освоения: базовая;
- по уровню подготовленности учащихся: уровня освоения деятельности;
- по возрастному предназначению: для младшего,среднего и старшего школьного возраста;
- по половому предназначению: смешанная;
- по срокам: средней продолжительности реализации;
- по направленности деятельности: социально-педагогическая;
- по тематической направленности: одной тематической направленности;
- по степени авторства: авторская;
Программа: авторская (описание элементов, их название взято из внешних источников, в части компоновки элементов, методики преподавания, целеполагания, используемого диагностического инструментария, применяемыхобразовательных технологий. Программа носит исключительно авторский характер и не имеет аналогов), комплексная (включает 5 разделов - предметные модули, каждый из которых представляет собой единицу содержания, по каждой теме модуля - раздела определено содержание знаний и умений, подлежащих усвоению. Набор модулей и последовательность их изучения обуславливается максимальнымучетоминдивидуальных возможностей и потребностей учащихся, материально-техническим обеспечением коллектива. Педагог распределяет количество часов по разделам, опираясь насобственный опыт с учетом подготовленности учащихся и конкретных условий организации учебного процесса. Количество часов по темам определяется целесообразностью в общем контексте программы. Связь с основным образованием: физическая культура, музыка, английский язык, информатика.
Цель программы: социализация личности через наполнение активно-деятельностнымсодержанием свободного времени учащихся.
Педагогические задачи:
1. познакомить учащихся с основами культуры брейк-данса, с различными стилями, историей и географией танцевального направления брейк-данс,
2. формировать умение чувствовать музыкальный ритм и стиль,
3. научить определенным двигательным навыка и приемам, связкам движений в различных танцевальных стилях,
4. развивать выразительность и грамотность исполнения,
5. научить основам творческой импровизации в области брейк-данса;
6. развивать творческие способности, воображение, память, креативное мышление, пространственное воображение, актёрские и организаторские способности;
7. физическое развитие учащихся,
8. формировать понимание значимости своей деятельности и ее результатов для каждого учащегося и для общества в целом;
9. воспитывать самостоятельность, ответственность, чувство коллективизма, волю;
10. воспитывать терпение и целеустремленность, самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности; толерантность по отношению к сверстникам и младшим по возрасту:
11. укреплять общее физическое состояние организма;
12. развивать и укреплять костно-мышечный и вестибулярный аппарат учащихся;
13. обучать здоровьесберегающим технологиям.
Разделы программы:
1. «ОФП» и растяжка
2. «Основы брейк-данса»
3. «Культурология»
Организация обучения
Программа рассчитана для детей от 4-18 лет
Продолжительность годовой программы за год – 72 часа (2 раза в неделю)
После годовой программы обучающийся переходит на следующий этап развития знаний умений и навыков.
Содержание обучения.
Диагностика. Первичное анкетирование (прил. № 1). Диагностика специальных способностей (прил. № 3) (ритм, ОФП, музыкальный слух, общефизическая подготовка и пр.). Также проводится анкетирование «Чего я жду от занятий брейк-дансом» (прил. №2), итоговая диагностика удовлетворенности уровнем обучения (прил. № 15).Диагностический инструментарий: тесты (прил. № 5), наблюдение, анкетирование, метод «обратной связи» (в устной и письменной форме). В результате чего можно отследить эффективность самих занятий, актуальность темы для учащихся и показатели их личностных изменений.
Содержание обучения: «ОФП», «Основы брейк-данса», «Культурология». Ведущие темы программы обучения - «ОФП», «Брейк-данс». 90% часов - практические занятия. Каждое занятие начинается с разминки, учащимся предлагаются упражнения, подвижные игры, соревнования, работа с предметами. Нагрузки дозируются с учетом возраста. В ходе процесса обучения учащиеся познакомятся с правилами выполнения основных элементов верхнего, нижнего брейк-данса, научатся использовать их в танцевальных композициях, примут участие в соревнованиях начального уровня (в том числе и городских), познакомятся с представителями других школ брейк-данса г.Перми, России (интернет, видеоматериалы). В ходе занятий из обучающихся формируются группы для выполнения заданий, отработки элементов. Группа делится на звенья по возрасту и опытности, назначаются старшие звеньев или инструкторы, им ставится задача, звенья отрабатывают показанные элементы, педагог осуществляет контроль, переходя от звена к звену, делает корректировки в случае неверного выполнения элемента или же предлагает это сделать инструктору. Если тот несправляется, то призывает на помощь других инструкторов или помогает сам. В конце занятия педагог подводит итоги, давая оценку работы каждому старшему или инструктору, каждому звену и каждому воспитаннику, указывает, над чем необходимо работать дома, благодарит всех за проделанную работу. Дома предлагается посмотреть видеоматериал по данной теме. Материал по теме можно взять в группе ВКОНТАКТЕ «LevelUp_развитие брейка в Перми».
Применение современных образовательных технологий: для активизации познавательного и творческого интереса учащихся на занятиях применяются: технология коллективной творческой деятельности, развивающее и проблемное обучение, игровые и здоровьесберегающие технологии(гимнастика для глаз, физкультминутка на занятии), информационные технологии (использование образовательного ресурса Интернет).
Методы: репродуктивный, наглядный (видеоматериалы, интернет, нагляднаядемонстрация - работа инструктора, работа с литературой, посещение конкурсов по брейк-дансу), частично-поисковый (конструирование, самоподготовка). Дифференцированный подход - работа в группах по возрасту, уровню подготовки, взаимообучение, самоанализ, взаимоанализ.
Формы занятий: учебный диалог, практическая работа (тренировка, репетиция), мастер-класс, battle(командная, индивидуальная битва - кто кого перетанцует), djam(дружеская встреча би-боев, индивидуальный обмен опытом), тестирование, анкетирование, тренинг, участие в соревнованиях, творческих выступлениях, благотворительных акциях, молодежных проектах.
Виды контроля: самоконтроль, текущий, итоговый внутригрупповой контроль - в конце каждого занятия педагог подводит итоги, давая оценку работу инструктору, каждому звену, группе, опрос по терминам, участие в соревнованиях, конкурсах разного уровня, видеомониторинг, творческие отчеты для родителей.
По окончании обучения будут знать:
Термины и понятия: верхний брейк, нижний брейк, Uprock (akaBrooklynRock), Toprock (akaShuffle) растанцовка, танцевальная борьба (битва), Godown, DOWNROCK (akaFloorrock, Footwork) - забежка;
историю брейк-данса, основы хип-хоп культуры;
будут знать элементы:
- нижнего/верхнегобрейк-данса uprock -toprock: crossstep, kick, frontKick, marchstep, salsarock, indianstep, jumpstep, quickstep. Вариации.
Footwork: 1 step, 2 step – 3,4,5,6,7,8 steps, C.C.S, switch, Russian steps. Вариации
Go Downs
Tricks
Freezes: baby, airbaby, turtle, cheir, aircheir, back, shoulder, head, hands, Flag, spine
Акробатика: кувырок вперед (назад), колесо (вариации), рондат, лягушка, супермен, вытяжка, фляг, арабское сальто (вбок), заднее сальто.
Powermove: backspin, bendspin, swipes, промокашка, shoulderspin, windmill, jackhammer, web, headspin, track(halo), 99(1990), 2000, munchmill, Flare.
выполнять элементы в группе;
• составлять и выполнять не менее 10
комбинаций;
• конструировать собственные связки
элементов;
• анализировать собственное выступление,
выполнение элементов, проводить
взаимоанализ;
• уважительно относится к выступлениям.
Критерии оценки эффективности результатов обучения.
Уровень освоения учащимися тем программы не менее 80 % (хороший уровень); выполнение
элементов, связок; создание элементов, композиций, собственных творческих проектов, видео-
клипов, выступления на площадках ЦДТ, округа, города.
Получение оригинальных свидетельств о дополнительном образовании не менее 80%
обучающихся.
Хорошие отзывы родителей, учителей обучающихся.
Хорошие отзывы зрителей шоу-программ, слушателей.
Выпускники продолжают обучение в творческих объединениях по профилю студии.
План программы и конечные результаты для группы начинающих
Программа рассчитана на 72 часа за год (2 раза в неделю). Обучающийся проходит промежуточную аттестацию, посещает местные соревнования, тем самым закрепляет свой навык. За 72 часа ученик проходит все виды разделов брейкинга, плюс к этому научится минимальному музыкальному слуху (будет уметь обыгрывать легкие композиции и выстраивать танец под музыку), самостоятельную разминку и все упражнения ОФП, преодолеет публичный страх (если такой имеется) и сможет презентовать себя. К концу первого года обучения должен будет знать движения и их исполнение: crossstep, kick, frontKick, marchstep, salsarock, indianstep, jumpstep. Footwork: 1 step, 2 step – 3,4,5,6,7,8 steps, C.C.S, Russian steps. Freezes:baby, turtle, cheir, shoulder, head, hands. Акробатика: кувырок вперед (назад), колесо (вариации), рондат, лягушка. Powermove: backspin, bendspin, swipes. Также между собою связывать, строив собственный танец – импровизация.
План программы и конечные результаты для группы продолжающих (2-3 года)
Программа рассчитана на 72 часа за год (2 раза в неделю). Обучающийся проходит промежуточную аттестацию, посещает местные соревнования, тем самым закрепляет свой навык. За 72 часа ученик проходит все виды разделов брейкинга, плюс к этому научитсяобыгрывать более разнообразные и сложные композиции, проводить самостоятельную разминку и все упражнения ОФП, подготовка и реализация концертно-тематической деятельности. Более глубокая импровизация. К концу второго года обучения должен будет знать движения и их исполнениеcrossstep, kick, frontKick, marchstep, salsarock, indianstep, jumpstep, quickstep (Вариации).Footwork:1 step, 2 step – 3,4,5,6,7,8 steps, C.C.S, switch, Russian steps (Вариации). Freezes:baby, airbaby, turtle, cheir, aircheir, back, shoulder, head, hands, Flag, spine. Акробатика:кувырок вперед (назад), колесо (вариации), рондат, лягушка, супермен, вытяжка, фляг. Powermove:backspin, bendspin, swipes, промокашка, shoulderspin, windmill, jackhammer, web.