Список не отражает всего объема поэтических произведений по данной теме. Он носит рекомендательный характер и предназначен в первую очередь для облегчения поиска литературного материала к конкурсу. Не обязательно брать произведения только из этого списка.
Роман Сеф «Шоколадный поезд»; «Сахар»;
Эмма Мошковская «Пенки»;
Владимир Орлов «Почему исчез обед»; «Я учу стихотворение»;
Юна Мориц «Я вареники люблю»; «Баллада о фокусах шоколада»;
Спайк Миллиган «Обжора»; «Грюши»; (пер. Г. Кружкова)
Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар»; «Пирог»;
Корней Чуковский «Бутерброд»;
Елена Благинина «Простокваша»;
Зинаида Александрова «Вкусная каша»; «Большая ложка»
Саша Черный «В гостях»; «Чижик»; «Пряник»;
Юрий Яковлев «Убежало молоко»;
Вера Инбер «Товарищ виноград»; «Пулковский меридиан» (отрывок из поэмы);
Сергей Михалков «Сашина каша»;
Владимир Пляцковский «Кому что нравится»;
Гавриил Державин «Приглашение к обеду»;
Игорь Северянин «Мороженное из сирени»;
Владимир Маяковский «Гимн обеду»; «Чаеуправление»;
Варлаам Шаламов «Исполнение желаний»;
Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок из романа в стихах);
Иван Крылов «Демьянова уха»;
Вильгельм Кюхельбекер «Кофе»;
Осип Мандельштам «Мороженно, Солнце, воздушный бисквит…»;
Владимир Филимонов «Обед» (отрывок из поэмы);
Ольга Берггольц «Ленинградская поэма»;
Роберт Бёрнс «Ода шотландскому пудингу «Хаггис».
Приложение 2
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
при подготовке к конкурсу художественного слова.
С чего начать и чем закончить?
Итак, вы с ребёнком приняли решение об участии в конкурсе. Отдельно подчеркнём, что решение педагога (родителя) и ребенка должно быть обоюдным: важно, чтобы обе стороны искренне хотели участвовать.
Что же делать дальше?
В первую очередь нужно сделать два важнейших шага.
Шаг первый: выбрать произведение в строгом соответствии с темой конкурса. Очень важно чтобы произведение в первую очередь нравилось исполнителю. Если педагогу не нравится Байрон или Шекспир, это не значит, что ребенку эти авторы тоже не понравятся.
Шаг второй: внимательно вчитаться в выбранное произведение с целью понять его смысл. Об этом смысле участник должен уметь свободно рассказывать и размышлять. Весьма полезно написать об этом небольшое сочинение и даже устроить дискуссию.
Обычно этот этап пропускают, считая его не нужным или слишком трудным. Это ошибку допускают до 80 % участников, не понимая, что она может оказаться фатальной. Если не понять сути, то произведение становится «пустым», совершенно не близким исполнителю. И никаким громким голосом и выразительными интонациями эту пустоту заполнить невозможно.
Дальше начинаются этапы непосредственной работы над произведением.
Этап первый: работа «за столом».
На этом этапе рекомендуется:
Узнать значение всех неизвестных (непонятных) и устаревших слов и речевых оборотов, если таковые имеются;
Ознакомиться с историей создания данного произведения, а также с биографией автора. Это поможет больше понять и прочувствовать произведение. Полезно обратиться и к мировому культурному наследию: поискать картины известных художников, отражающие сюжет или эпоху, музыкальные произведения.
Выучить с ребёнком небольшой фрагмент произведения, чтобы:
а) понять и увидеть всю «линию» произведения – настроение, общий темп и так далее.
б) выявить основные проблемы по технике речи. Увидеть их в большинстве случаев сможет только педагог. Знание об этих проблемах позволит не допускать ошибок в дальнейшей работе.
в) увидеть, есть ли у ребенка так называемый «зажим» (боязнь сцены) и насколько он силён. После этого необходимо принять меры по искоренению данной проблемы.
Очень часто произведение учат наизусть сразу, пропуская этап работы с фрагментом, так как считают его не нужным или слишком трудным. Однако, если выучить все произведение сразу и целиком, то большая вероятность того что вы не сможете увидеть всех проблем и ошибок. Последовательность в работе увеличивает шансы на успех. Кроме того, на этапе работы «за столом» не следует сразу вставать на середину зала, представляя, как будто вы уже выступаете на конкурсе. С недоученным материалом это может привести к еще большему количеству ошибок, к потере концентрации на произведении. «Вставать на сцену» надо тогда, когда произведение разобрано и выучено полностью.
Этап 2: Репетиция публичного выступления
На данном этапе рекомендуется звать зрителей, чтобы выступающий привыкал к ним, к реакции на его чтение. Участнику необходимо следить за руками, избегая иллюстрации действия, а также за телом вообще: брожения, качания и прочие действия чаще всего воспринимаются как проявления зажима.
Этап 3: Работа над внешним видом конкурсанта
Выступающий ни в коем случае не должен быть одет в «костюм» наподобие карнавального. На нём должна быть обычная одежда, уместная для публичного выступления. Тем не менее, приветствуются грамотно подобранные единичные аксессуары или элементы одежды, которые соотносятся с содержанием исполняемого произведения (или эпохой, когда оно было написано).
Данные рекомендации не носят обязательного характера. Тем не менее, если им следовать, ваши шансы на успех и победу существенно увеличиваются.
Приложение 3
Заявка
(ВСЕ ПОЛЯ ЗАЯВКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ)
Номера телефонов для обратной связи
- Участник (только для 2 и 3 возрастной группы)
- Родители (с указанием ФИО)
- Педагог (кто готовит конкурсанта)
КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
1. Фамилия, имя конкурсанта:
2. Возрастная группа:
3. Возраст (сколько полных лет в день конкурсного прослушивания)
4. Дата рождения (полностью)
5. Наименование учреждения (полностью)
6. Название произведения, автор:
7. Хронометраж (точное время исполнения)
8. ФИО педагога (кто готовил конкурсанта)
ВАЖНО! Заявка от школы или иного учреждения должна быть сформирована в единый документ (один на всех участников общим количеством до 9 человек) и отправлена на бланке учреждения.
После окончания сроков приема заявки не принимаются.