«Любительское (самодеятельное) творчество – уникальное социально-культурное явление с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Любительское творчество включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку».[9]
Основной задачей любительского хореографического коллектива является развитие хореографического искусства, основная цель – развитие и воспитание в направлении исполнительства в хореографическом искусстве.
Работа любого хореографического коллектива слагается из четырёх разделов:
· организационная;
· учебно-воспитательная;
· постановочно-репетиционная;
· концертно-исполнительская.
Для деятельности детского любительского хореографического коллектива необходимо знание основных функций:
1. Просветительская.
Это функция включает в себя воспитание эстетического вкуса, развитие кругозора участников в области хореографии, грамотного зрителя, знакомство с другими коллективами, чтение литературы, знакомство с другими видами искусства, связанных с хореографией (музыка, изобразительное искусство, скульптура и т.д.).
2. Педагогическая.
Цель этой функции – соединение духовного и физического развития, чтобы работа в коллективе поднялась до уровня творчества.
3. Рекреационная.
Эта функция предполагает формирование устойчивого интереса к танцу, привитие навыков общения, создание среды, в которой каждый мог бы проявить себя с наиболее лучшей стороны.
4. Функция социализации.
Приобщение к общественному опыту. Решение этой функции обусловлено воспитанием зрителя репертуаром, то есть отклик коллектива на мероприятия городского, областного и так далее масштаба.
Эти функции основные, они являются обязательными для создания, развития и стабильности детского любительского хореографического коллектива.
Хореографические любительские коллективы можно классифицировать по следующим признакам:
1. по возрастному составу (взрослый или детский коллектив);
2. по репертуарной направленности (коллектив может быть классический, народно-сценический, эстрадный, фольклорные ансамбли, танцевальные группы при хоровых коллективах и др.);
3. по организационной форме (хореографический кружок, студия или школа, хореографический ансамбль, народный театр танца и др.).
4. по базовой принадлежности (то есть при какой организации коллектив существует – дом культуры, школа, предприятие, частная форма деятельности).
Наряду с тем, что у каждого из этих коллективов свои особенности в организации работы, они имеют и общие принципы организации коллективной творческой деятельности, к которым относятся:
1. Массовость и общедоступность.
Каждый человек может заниматься танцами.
2. Добровольность.
При организации хореографического коллектива необходимо учитывать склонности будущих участников к танцу, их большое желание научится танцевать, а так же возрастные и индивидуальные особенности.
3. Систематичность и планомерность занятий коллектива.
Занятия танцами связаны, прежде всего, с физическим развитием и тренировкой тела, поэтому несоблюдение этого принципа часто приводит к травмам, а иногда и к более тяжелым последствиям.
4. Инициативность самих участников.
Дает возможность руководителю не только полагаться на свои права и обязанности, а воспитать из участников более активных и творческих личностей, предоставляя им больше ответственности за общее дело.
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической структуры детского любительского хореографического коллектива
Организация и методы исследования
Характеристика испытуемых
Анализ результатов исследования социально-психологической структуры детского любительского хореографического коллектива
Заключение
Список источников по теме
Приложения
[1] Донцов А.И. Психология коллектива - М.: Изд-во МГУ, 1984.
[2] Макаренко А.С. О моем опыте. Педагогические сочинения - В 8 т. Т. 4. М., 1983.
[3] Петровский А. В. и Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива - М., «Просвещение», 1978.
[4] К. Платонов. Занимательная психология– СПб.: Питер Пресс, 1997.
[5] Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.
[6] Новиков В.В. Социальная психология. - Москва, 2002.
[7] Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности - Москва: Педагогика, 1972.
[8] Петровский А.В. Психологическая теория коллектива: монография – Москва: Педагогика, 1979.
[9] Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. Изд. 3-е. испр. и доп. – М: МГУКИ, 2010. – 158 с.