Отчет о летней педагогической практике
студентки группы РЛЖ-09-2
Каляпкиной Кристины Александровны
1. Цели и задачи вожатого:
— создание у детей хорошего эмоционального настроя;
— внесение игры в их повседневную жизнь;
— выявление интересов, увлечений детей;
— развитие желания приобрести новые знания, умения, навыки;
— обучение детей действиям в коллективе;
— приобщение к трудовым делам;
— создание коллектива отряда;
— привлечение каждого ребёнка к деятельности через систему поручений;
— научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания.
— развитие воли, воспитание дисциплинированности при выполнении режимных моментов;
—воспитание у детей доброжелательности, уважения к окружающим людям, поощрение их любознательности, развитие эстетических чувств и творческих способностей.
Виды и формы деятельности в отряде
По возможности я старалась включать детей во все виды деятельности:
- спортивно-оздоровительные (веревочный курс, футбол, пионербол, веселые старты, участие в межлагерной спартакиаде)
- художественно-эстетические (участие в концертах, посещение выездной филармонии, постановка танцев, посещение кружков рукоделия)
- познавательные (мероприятия, связанные с днем России, ВОВ)
- организованное общение (проведение чайной церемонии, «вечерних посиделок у костра»)
Трудности и конфликтные ситуации
Основной трудностью оказалась очень маленькая разница в возрасте между вожатыми и детьми. Ребята тяжело отнеслись к тому, что нас нужно было называть на «Вы» и по фамилии-отчеству. Долго привыкали. Дети попались на удивление безынициативные, было тяжело вовлечь их в игру, заинтересовать чем-либо. Так же приходилось бороться с проблемой курения, употребления алкогольных напитков, нецензурной бранью. Конфликтные ситуации случались редко и не глобальные, в основном на бытовом уровне «он не вымыл свою половину корпуса», «она меня обозвала так-то» и т.п. В основном все обходилось без вмешательства вожатых. Пару раз приходилось разговаривать с мальчиками своего отряда на тему «не обижайте девочек».
Способы педагогического воздействия
Я использовала следующие способы педагогического воздействия:
- убеждение (проводила беседы, лекции, давала некоторые наставления, душевные разговоры)
- приучение (регулярное выполнение таких действий, как уборка постелей в отведенное для этого время, уборка помещения, мытье корпуса, прилежащей территории)
- практическое обучение (на своем примере показывала детям, что как и когда следует делать)
- стимулирование (одобрение и похвала детей за выполненную работу, поощрение введенными в нашем лагере «матросиками»,а в конце смены самым выдающимся детям был обещан небольшой презент)
Организационный период смены
Главная цель: сплотить детский коллектив для того, чтобы в дальнейшем сделать его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей в лагере.
Задачи:
— помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми, педагогическим коллективом лагеря;
— помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях; разработать общие цели, задачи и перспективы совместной деятельности;
— разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена;
— сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря; воспитать чувство хозяина в лагере, готовность к совместному труду по его благоустройству, бережное отношение к имуществу лагеря;
— обеспечить возрастные потребности в самостоятельности, общественной деятельности, сформировать активную позицию каждого члена коллектива.
— познакомить детей с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания;
— научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка.
Взаимоотношения в отряде
Первые дни было очень трудно наладить общение мальчиков с девочками. Мужская половина нашего отряда стеснялась и не хотела идти на контакт. После проведенной игры на сплочение, дети стали более раскованными, перестали стесняться и далее в моей помощи особо не нуждались. Существовали несколько микрогрупп, девочки ходили в основном парами или по 3-4 человека. Так получилось, что в одном отряде были и давние подруги, и одноклассники, между которыми были уже сложившиеся отношения, что значительно затрудняло ситуацию. Отверженных как таковых не наблюдалось, была девочка, жутко капризная, поэтому ее не очень любили в отряде, но не обижали. Так же существовала «любовная проблема». Мальчики сначала дружили с девочками из нашего же отряда, а потом ушли к дамам из старшего отряда, на что мои девочки отреагировали очень болезненно. Всю оставшуюся смену были «убиты горем», и мне приходилось проводить психологические консультации и склеивать разбитые девичьи сердца.
7. Схема психолого-педагогического анализа дела:
Первая смена, сроком с 10.06 по 01.07.
Отряд «Пузырики», девиз «Всегда всплываем». Дети в возрасте 13-14 лет. Тематика смены была морская «По морям, по волнам», поэтому мои дети придумали такое название. По их мнению, это «прикольно», я не стала возражать. Капитан выходил на утреннюю линейку в матроске, в фуражке, и выдавал «рапорт».
Главными целями проведенной работы явились
- вовлечение в процесс игры практически неограниченное число участников, в том числе воспитателей и вожатых;
- объединение в группы детей различного возраста, обладающих разными талантами и способностями;
- сделать игровой процесс зрелищным и наглядным;
- каждому проявить свои собственные творческие способности и по достоинству оценить их у других.
Все мероприятия планировались и обсуждались с детьми, выяснялось, что бы им было наиболее интересно, чего они ожидают, что хотят видеть. Насильно никого не заставляли играть или заниматься творческой деятельностью, все только по желанию. Так получалось, что в процессе игры к нам присоединялись все новые и новые участники, которые ранее отказывались и считали это глупостью и неинтересным занятием.
Обычно я сама начинала подготовку к концерту, например, так как часто была ведущей или организатором. Дети, глядя на меня, тоже желали принять участие.
Распределение ролей и обязанностей в основном происходило в самом коллективе, кто что умеет, тот тем и занимается. Остальные - группа поддержки, или выполняли какую-то мелкую работу, но участвовали обязательно все.
Организационный момент был наиболее сложен для меня, потому что детей много, а я одна. Кто-то не хочет, кто-то не умеет, а кто-то хочет, но стесняется. Со всем этим приходилось справляться, назначать либо ответственного, либо старшего по распределению ролей, в особо трудных ситуациях, уже обращались ко мне.