ПРОГРАММА
Производственной (технологической) практики
По направлению подготовки «Социально-культурная деятельность»
уровня подготовки: бакалавр
Казань 2009
Общие положения:
В Российской Федерации в направлении подготовки «Социально-культурная деятельность» реализуется уровневая система высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр».
Область практической деятельности бакалавров по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» включает социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное; организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей, а также управление этими процессами на Федеральном и региональном уровнях.
Объектами практической деятельности бакалавров по направлению «Социально-культурная деятельность» являются государственные и негосударственные учреждения культуры, ассоциации, объединения, фонды культуры, образования, социальной работы. Социально-культурная деятельность распространяется на все социально-демографические, национально-этнические и другие группы населения.
Цели и задачи производственной (технологической) практики по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» уровня подготовки «бакалавр»:
Производственная (технологическая) практика по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» уровня подготовки «бакалавр» является неотъемлемой частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов факультета социально-культурной деятельности.
Данная практика представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов предвыпускного курса.
В ходе практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к профессиональной деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления.
Особенностью производственной практики является то, что она проводится в реальных условиях возможной уже профессиональной деятельности.
Так, в результате прохождения производственной (технологической) практики в течение 7 недель на базах практики, указанных выше - студент должен овладеть основными технологиями социально-культурной деятельности, в том числе по профилю подготовки.
Целью производственной (технологической) практики по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» квалификации (степени) «бакалавр» является приобретение навыков и умений в:
- разработке программ культурного развития в контексте федеральной и региональной культурной политики;
- ориентировании в историко-культурном пространстве, определении целей, задач, принципов организации различных форм социально-культурной деятельности населения;
- разработке содержания социально-культурных (культурно-просветительных, культуротворческих, культуроохранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных и др.) программ;
- осуществлении педагогического управления и программирования развивающих форм социально-культурной деятельности различных возрастных групп населения;
- определении результативности социально-культурной деятельности; использовать компьютерную технологию для обработки социологической и психолого-педагогической информации о социально-культурных процессах;
А так же важным является овладение технологиями социокультурного менеджмента, создания и продвижения социокультурных программ;
- методами управления деятельностью учреждений клубного типа (дом (дворец) культуры; дворец молодежи; социально-культурный центр; национально-культурный центр; дом народного творчества; передвижные культурные центры; информационно-методические центры и др.);
- методами образования и воспитания населения в условиях развивающей социально-культурной деятельности; методами внестационарного обеспечение досуга населения;
- технологиями организации корпоративных рекреативных, досуговых программ; творческими методами театрализации, иллюстрации, игры; технологиями взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы, общественными организациями и объединениями;
- методами обеспечения условий для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания; технологиями организации массового отдыха и досуга населения;
- сценарно-режиссерскими технологиями организации и проведения праздничных форм досуга, фестивалей социокультурного творчества населения;
- методами обеспечения информационных и методических услуг, дополнительного образования и самообразования в сфере культуры; технологиями информатизации и методического обеспечения творческих процессов;
- навыками актерского мастерства и сценической речи, сценического движения;
- методами пластико - хореографического решения художественно- образного ряда социально-культурных программ.
Задачами производственной (технологической) практики являются:
-формирование и развитие у студентов основных профессионально-педагогических умений и опыта осуществления соответствующей деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего образования и квалификационной характеристики специалиста;
-развитие у будущих бакалавров профессионально значимых качеств личности;
-развитие профессиональной культуры;
-формирование основных умений владения социокультурными технологиями;
-изучение студентами системы организации и содержания работы учреждений (баз практик) по предметам специальности;
-формирование творческого мышления студентов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней.
Особенности организации и отчетности производственной (технологической) практики бакалавров:
Согласно учебному плану производственная практика бакалавров социально-культурной деятельности проходит в сроки 7 недель (с 6 февраля - по 31 марта)
На первом этапе предполагается период вхождения в специфику будущей квалификации; второй этап можно определить как продолжение и заключительный этап одновременно - где подводятся итоги, проводится самоанализ своей деятельности, а так же отчет, с последующим вынесением итоговой оценки качества практической деятельности студента.
Обязательным является непосредственное присутствие на реализуемых проектах, акциях, мероприятиях (одно-два) - руководителя практики от образовательного учреждения: таким образом, обеспечивается качество прохождения практики студентов; возможность регулирования индивидуального плана практики студента в соответствии с вышеуказанными целями и задачами данной программы.
Студент обязан предоставить следующие материалы и документы, оформленные в папке:
1.Договор о сотрудничестве в рамках производственной (технологической) практики;
2.Справка студенту о его действительном прохождении производственной практики;
3.Характеристика на студента-практиканта;
4.Отзыв от руководителя базы практики на одно (на выбор) проведенное мероприятие; проект; программу и т.п. форму работы, заверенный печатью и визой руководителя базы практики;
5.План деятельности студента на базе практики, заверенный печатью и визой руководителя от базы практики;
6.Дневник прохождения практики, заверенной печатью организации;
7.Проект/программа, разработанная в целях реализации плана работы организации-базы практики;
8.Сценарный план реализуемого мероприятия;
9.Сценарий мероприятия (одно - два) в соответствии с отзывом руководителя от базы практики;
10.Наглядная документация о проделанной работе (афиши; видео/фотоматериалы);
11.Учредительные документы организации- базы практики (копия);
12.Штатное расписание организации – базы практики (копия);
13.План работы организации – базы практики (на текущий год)-копия;
14.Отчет о проделанной работе организации – базы практики за последний год-(копия);
15.Отчет студента-практиканта - видеопрезентация (на носителе), сопровождаемый устным докладом и оформленными по требованию вышеперечисленными документами в папке.
Необходимо отметить, что именно конкретные виды будущей профессиональной деятельности, к которым готовится студент и определили содержание данной программы производственной (технологической) практики по направлению «Социально-культурная деятельность» уровня «бакалавр».