САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Рекомендуется для направления подготовки
Бакалавриата 080200 «Менеджмент»
(профиль «Производственный менеджмент»)
Квалификации (степени) выпускника
«бакалавр»
Санкт-Петербург
Программа учебной практики / авт.-сост. Титов В.А. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – с.9
Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента,
протокол № 1 от 5.09.2012
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,
протокол № от
Автор-составитель
Д.э.н., профессор Титов В.А.
Рецензент
Д.э.н., профессор Спивак В.А.
Ответственная за выпуск
Компьютерные работы
1. Цели и задачи учебной практики:
Целью учебной практики является ознакомление с системой и порядком деятельности органов управления на предприятиях.
Задачи учебной практики включают:
- изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельности органов управления на предприятиях;
- изучение структуры органов управления на предприятиях;
- исследование системы управления органов управления на предприятиях;
- выполнение индивидуального задания, полученного от руководителя практики;
- сбор материалов для составления отчета по практике.
2. Место учебной практики в структуре ООП:
Учебная практика относится к циклу учебной и производственной практики Б. 5. Она проходит в 4-м семестре и ею завершается процесс обучения на 2-м курсе.
Для успешного прохождения учебной практики обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: Методы принятия управленческих решений, Маркетинг, Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение), Корпоративная социальная ответственность.
Учебная практика направлена на закрепление знаний по управленческим, правовым и экономическим дисциплинам, которые изучаются в рамках учебного плана по профилю подготовки «Производственный менеджмент» для направления 080200 «Менеджмент» ООП бакалавриата, а также проверку умения студентов использовать полученные знания, ориентироваться в ситуациях, требующих принятия управленческих решений, работать в публичной сфере.
3. Требования к результатам учебной практики:
Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование следующих компетенций:
способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
Объем учебной практики
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | 4 семестр |
Аудиторные занятия (всего) | - | - |
В том числе: | - | - |
Лекции | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | - | - |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Аттестация[1] | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Формы и место проведения учебной практики
Учебная практика проводится в форме ознакомительно-производственной деятельности на предприятиях и организациях, обладающих необходимым производственным, кадровым и научно-техническим потенциалом.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося[2].
Содержание учебной практики
№ п/п | Программа учебной практики | Вопросы, подлежащих ознакомлению в рамках этапов учебной практики |
1. | Подготовительный этап | Ознакомительная лекция Доведение информации по: 1) сбору информации в соответствии с целями и задачами практики в организации; 2) составлению плана практики; 3) составлению дневника практики. |
2. | Исследовательско-аналитический этап | Изучение организационно-структурной характеристики предприятия: 1) правовых основ деятельности предприятия и его органов управления; 2) порядка формирования органов управления на предприятии; 3) структуры и функций органа управления предприятия; 4) общих принципов системы управления предприятием; 5) использования зарубежного опыта управления; 6) системы самоконтроля организации |
3. | Выполнение индивидуального задания | Определяется руководителями учебной практики по наиболее актуальным вопросам управления предприятием |
4. | Заключительный этап | Обработка и анализ полученной информации. Подготовка отчета и дневника по практике. Защита обучающимся выполненного индивидуального, или группового задания |
7. Руководство учебной практикой
Для руководства прохождения практики студенту назначаются руководитель от кафедры экономики и менеджмента института и руководитель от предприятия.
Все руководители практики контролируют прохождение практики студентом в соответствии с планом и программой практики.
Руководители учебной практики от кафедры экономики и менеджмента:
- разрабатывают и выдают студентам тематику индивидуальных заданий;
- принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
- проводят инструктаж и знакомят студентов с планом[3] и программой практики.
- несут ответственность совместно за соблюдением студентами правил техники безопасности;
- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и её содержанием;
-оказывают необходимую методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов;
- оценивают результаты выполнения практикантами программы практики.
Во время прохождения учебной практики студенты соблюдают и выполняют все требования, действующие на предприятии, правила внутреннего трудового распорядка.
Во время практики студенты ведут дневники, куда ежедневно заносятся все работы по выполнению плана практики. Записи в дневнике используются при составлении отчета.
Оформление отчёта и дневника практики и защита индивидуального или группового задания
По завершении учебной практики студенты в недельный срок представляют на кафедру экономики и менеджмента:
- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и органа предприятия;
- отчет по практике, отражающий решение предусмотренных программой практики задач;
- программу учебной практики.
Дневник является основным документом студента на время прохождения практики. Для руководителей практики дневник является документом, при помощи которого осуществляется контроль за качеством прохождения практики студентом.
Дневник включает в себя:
- задание на практику;
- план прохождения практики:
- ежедневные записи студента о практике:
- отзыв и оценка работы студента на практике руководителя от предприятия.
Правила ведения и оформления дневника и отчёта
Во время практики студент ежедневно в сокращенной форме делает записи в дневнике о выполненной работе, согласно плану прохождения практики.
Не реже, чем один раз в неделю, студент подает дневник на проверку руководителю практики от кафедры Экономики и менеджмента, который проверяет его, делает письменные замечания и даёт дополнительные задания.
После окончания практики дневник подлежит проверке руководителями, которые дают отзыв и заключение о прохождении практики студента.
Оформленный дневник вместе с отчетом по практике студент сдает на кафедру.
Без заполненного дневника практика не засчитывается.
По результатам практики студент представляет на кафедру Экономики и менеджмента отчет по учебной практике.
Отчет по учебной практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его производственную и научную работу.
Отчет состоит из следующих разделов: введения, основной части и заключения. Общий объем отчета 10-15 печатных страниц.
Введение должно раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике, давать обзор правовых и литературных источников которыми пользовался в процессе учебной практики.
В основной части:
- приводится четкий перечень всех основных функциональных задач органов управления на предприятии (места прохождения практики);
- схема структуры изучаемого предприятия с описанием задач по каждому структурному подразделению;
- дается перечень основных итоговых документов, подготавливаемых на изучаемом предприятии с описанием порядка их разработки и схемами основных информационных потоков, возникающих при их разработке;
- дается краткая характеристика мероприятий, в подготовке которых принимал участие практикант;
- к отчету прикладываются основные нормативные акты, на базе которых изучаемое предприятие строит свою работу.
Отчет о прохождении практики является документом, на основании которого определяется степень изученности вопросов, предусмотренных программой практики, и оценивается уровень полученных студентом знаний.
Отчет должен отражать изучение всех вопросов, указанных в программе практики с необходимыми иллюстрациями.
К текстовой части отчета необходимо приложить таблицы, схемы, первичные документы по планированию, учету и отчетности, чертежи, фотографии, образцы используемой документации.
Все страницы, таблицы, иллюстративный материал должны быть пронумерованы, сам отчёт должен иметь список используемой литературы.
В заключении приводятся общие выводы о деятельности органов управления и даются практические рекомендации по совершенствованию системы управления на предприятии.
Отдельный раздел должен быть посвящён выполнению индивидуального (группового) задания.
Приведение списка литературы, оформленного в соответствии с ГОСТ, является обязательным.
Последним приложением является дневник практики.
Требования к оформлению отчета:
- размер бумаги – А 4,
- текст набирается в редакторе Word.
- поля: верхнее - 2,5 левое 3
нижнее - 2,5 правое – 1,5
отступы от края до колонтитула верхнего и нижнего - 1.25
- абзац: первая строка - отступ 1,2
межстрочный интервал - 1,5
выравнивание основного текста - по ширине
- автоматический перенос слов;
- шрифт основного текста –Times New Roman;
- размер шрифта - 12;
- таблицы: слово «таблица» и № - выравнивание по правому краю;
- название таблицы - выравнивание по центру, без переносов;
- текст внутри таблицы - выравнивание по ширине, абзац без отступа;
- рисунки: слово «рис.» и № разреженным на 12 пт - выравнивание по правому краю;
- название рисунка - выравнивание по центру, без переносов;
- формулы: слово «формула» № - выравнивание по правому краю;
- название формулы - выравнивание по центру, без переносов текст формулы - выравнивание по центру;
- пояснения к формулам - слово «где» пишется без отступа на уровне основного текста;
- обозначения на одном уровне друг под другом.
После оформления дневник и отчет в установленные сроки сдаются руководителю – преподавателю кафедры экономики и менеджмента, который после проверки назначает день комиссионной защиты обучающимся выполненного индивидуального (группового) задания.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:
а) основная литература
1) Любушин, Н. П. Экономика организации: учебник / Н. П. Любушин. – М.: КНОРУС, 2010.
2) Экономика предприятия: электронный учебник / Т. А. Симунина и др. – М.: КНОРУС, 2009. Гр. УМО.
3) Тертышник, М. И. Экономика предприятия: учебное пособие / М. И. Тертышник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010.
4) Методические рекомендации по разработке программ всех видов практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост. О.В. Давыдова, В.И. Звонников] – М.: ГУУ, 2010.
б) дополнительная литература
1) Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: электронный учебник / В. И. Беляев.- М.: КНОРУС, 2010. Гриф УМО
2) Левина С.Ш. Управленческие решения: практикум: учебное пособие / С.Ш. Левина. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2007.
3) Голов Р.С., Агарков А.П., Теория организации. Организация производства на предприятиях: Интегрированное учебное пособие. – И.: Дашков и К, 2010.
в) программное обеспечение -нет
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - нет
Разработчики:
___________________ __________________ Титов В.А.
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_
Заведующий кафедрой_______________ ____________/ Титов В.А.
Декан факультета___________________ /
Дата составления «»__________________2012 г.
Утвержден на заседании НМС «»__________________2012 г.
Протокол №____ от «»______________ 2012 г.
Дата обновления «»______________20__ г.
[1] Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями института. По итогам защиты практики выставляется дифференцированная оценка.
[2] В случае её наличия при разработке программы научно-исследовательской работы институт предоставляет возможность обучающимся:
1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию).
2. Участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок.
3. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).
4, Выступить с докладом на конференции.
[3] План прохождения практики по содержанию и срокам выполнения отдельных этапов составляется руководителем практики. В нем определяется подробный перечень материалов и работ, которые должны быть выполнены студентом за весь период практики, с указанием сроков их выполнения.