КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕЩЕСТВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ
Материалы к лекции по теме №3
«Криминалистическое исследование
Нефтепродуктов и горюче-смазочных МАТЕРИАЛОВ»
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Классификация и основные характеристики НП и ГСМ.
2. Собирание следов НП и ГСМ на местах происшествий.
3. Предварительное исследование НП и ГСМ.
4. Возможности экспертного исследования НП и ГСМ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Криминалистическое исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов. Вып. 1,2.‑ М.: ВНИИСЭ, 1989.
2. Ассортимент и рецептурный состав горюче-смазочных материалов для автотранспорта. ‑ М.: ВНИИСЭ, 1982.
3. Бибиков В.В., Кузьмин Н.М. Экспертное исследование смазочных материалов. ‑ М.: ВНИИ МВД СССР, 1977.
4. Комплексное криминалистическое исследование моторных масел для автотранспортных средств. ‑ М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.
5. Основы криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий. ‑ М.: ВНИИ МВД РФ, 1993.
6. Современные возможности судебных экспертиз (Методическое пособие для экспертов, следователей и судей). – М.: РФЦСЭ, 2000.
7. Хрусталев В.Н., Райгородский В.М. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий: Курс лекций. – Саратов: СЮИ МВД России, 2005.
Классификация и основные характеристики НП и ГСМ
Основным источником получения нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов является нефть, которая представляет собой жидкость от желтого до черного цвета (в зависимости от месторождения) с характерным запахом, легче воды.
Первичным процессом переработки нефти является перегонка. В процессе перегонки смесь нагретых паров направляют в ректификационную колонну, из которой отбирают отдельные фракции, различающиеся по температурам кипения.
Основных фракций нефти три:
· бензиновая (температура кипения фракции 40‑200 оС);
· керосиновая (температура кипения фракции 150‑350 оС);
· мазут (температура кипения фракции более 350 оС).
Из бензиновой фракции в результате последующей перегонки выделяют следующие сорта бензинов:
· легкий бензин ‑ петролейный эфир с температурой кипения 40‑75 оС;
· средний бензин ‑ собственно бензин с температурой кипения 70‑120 оС;
· тяжелый бензин ‑ лигроин с температурой кипения 120‑140 оС.
Из мазута при дополнительной перегонке с водяным паром или в вакууме выделяют соляровые масла и различные смазочные материалы. Остаток мазута после перегонки представляет собой гудрон.
Наиболее ценная бензиновая фракция при перегонке нефти составляет всего лишь 5-20% от общей массы нефти. Для увеличения выхода бензина применяют более сложный технологический процесс вторичной переработки, называемый крекингом нефти. В процессе крекинга происходит расщепление молекул углеводородов с большим числом углеродных атомов на более мелкие молекулы предельных и непредельных углеводородов, составляющих в основном фракцию бензинов.
Существует несколько разновидностей крекинга нефти:
· термический (t=450-5000C, давление 20-70кгс/см2);
· крекинг при низких давлениях (t=550-6000C, давление 3-5кгс/см2);
· каталитический крекинг (t=4500C, атмосферное давление, катализатором служат активированные алюмосиликаты).
Классификация НП и ГСМ:
1. По назначению:
· ГСМ технического применения (топлива и смазочные материалы);
· нефтепродукты прочего назначения (парафины, битумы, мазут, асфальт, озокерит и т.д.).
2. По цвету:
· светлые (бензины, керосин, очищенные смазочные материалы);
· темные (гудрон, битум, большинство смазочных материалов).
3. По летучести:
· легколетучие (бензин, лигроин и пр.), имеющие температуру кипения менее 200оС;
· малолетучие (керосин, печное топливо, мазут и пр.) с температурой кипения немного более 200оС;
· практически нелетучие (масла, смазки и пр.) с температурой кипения выше 3000С.
Все нефтепродукты и горюче-смазочные материалы можно разделить на четыре больших класса:
· топлива;
· масла;
· смазки;
· прочие нефтепродукты.
Классификация товарных НП и ГСМ:
Топлива в свою очередь подразделяются на:
· бензины;
· дизельное топливо;
· керосины;
· топливо для реактивных двигателей.
Нефтяные масла по назначению можно разделить на четыре больших группы:
· моторные масла;
· трансмиссионные масла;
· энергетические масла;
· индустриальные масла.
Смазки – занимают промежуточное положение между жидкими и твердыми смазочными материалами.
По консистенции различают полужидкие, пластичные и твердые смазки.
Прочие нефтепродукты - нефтепродукты, не вошедшие в первые три класса (топлива, масла, смазки). Важнейшими из них, имеющими практическую значимость, являются парафины, церезины, вазелины, коксы нефтяные, битумы, кислоты нефтяные.