Логико-математические сюжетные игры (занятия).




Современные технологии и

Формы логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Е.В.СЕМЁНОВА

 

 

 

ВОПРОСЫК ТЕМЕ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Исходя из сути и характерных черт проблемно-игровой технологии, определите, в чём состоит её значение для математического развития детей?

2. Какие средства включает проблемно-игровая технология обучения дошкольников математике?

3. В чём особенность логико-математических игр? Какие знания и умения дети осваивают с их помощью?

4. Какие приёмы используются для создания проблемных ситуаций в процессе овладения детьми логико-математическим содержанием и опытом?

5. Каков алгоритм применения проблемных ситуаций в обучении дошкольников математике?

6. В чём суть логико-математических сюжетных игр и занятий?

7. В чём отличие экспериментирования и исследования от проблемного обучения?

8. Раскройте этапы руководства самостоятельной исследовательской деятельностью дошкольников.

9. Приведите примеры игр, упражнений, заданий математического содержания для организации экспериментирования в разных возрастных группах.

10. В чём специфика творческих задач, вопросов, ситуаций как приёма обогащения логико-математического опыта дошкольников?

11. Подберите наглядный материал для организации игры «Логический поезд». Проведите игру в группе студентов.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических операций мышления, соотносить действия с результатом, стремиться к цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат.

В обучении дошкольников математике используют проблемно-игровую технологию, включающую следующие средства:

 

 


Суть технологии – создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к активной деятельности и получает положительный творческий результат.

 

Характерные черты технологии:

1. ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;

2. обычно исключаются показ и подробное объяснение;

3. ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;

4. ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;

5. взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

 

Логические и математические игры.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

· настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.

· игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.

· игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.

· игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др.

· игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.

· игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);

· головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

 

Проблемные ситуации.

 

Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются:

· проблемные вопросы (Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части?),

· занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Сколько месяцев в году содержат 30 дней?),

· занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?),

· задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?).

Сначала взрослый ставит перед детьми проблему, добивается её осмысления, направляет внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения. Например: «На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?», «Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник?».

 

Логико-математические сюжетные игры (занятия).

 

Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен Е.А.Носовой на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Фабрика. Архитекторы. Помоги фигурам выбраться из леса. Оформим витрину. Построй дом. Раздели блоки – 1. блоки – 2. Помоги игрушке. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. И др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: