Создание средствами виртуальной среды СЛАЙД 10.:
1) учебных моделей природных объектов и процессов;
2) учебных моделей объектов и процессов «второй» природы;
3) электронной учебной книги (учебников и учебных пособий) во всем разнообразии ее форм и жанров;
4) системы аудио- и видеоресурсов (в том числе интерактивного видео) в виртуальной среде обучения;
5) игровой виртуальной учебной среды (отдельных игровых объектов и их систем);
6) развитой системы форм учебной коммуникации (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик- специалист и др.) на основе эффективного использования сетевых технологий обучения (рис.2).
Представление о широте круга проблем этой группы возникает при обращении к вопросу о составе учебных объектов, образующих медиакомпоненты виртуальной информационной среды. В связи с этим уточним состав учебных объектов для различных медиакомпонентов электронной среды обучения. СЛАЙД 11. Это:
• символьные объекты: знаки, символы, тексты, графики, схемы, таблицы, диаграммы, формулы и пр.;
образные объекты: фото, рисунки, картины (репринт или оцифрованные); объекты компьютерной графики (в том числе компьютерные рисунки и репродукции);
• аудиоинформация: устные учебные тексты, аудиосюжеты, аудиодиалоги, учебные комментарии к виртуальным объектам, аудиохроника, музыка, пение, звуки природных процессов и животного мира и пр.;
• видеообъекты: анимации, динамические модели явлений и процессов, постановочные и художественные видеосюжеты (фильмы или фрагменты), видеохроника;
• среда «виртуальной реальности» (дифференцируется по предметным областям знания и видам деятельности) или ее элементы: симуляторы, конструкторы, тренажёры, интерактивные модели, виртуальные лаборатории и пр.
Исследования в данном направлении предполагают изучение:
1) психологических закономерностей восприятия и усвоения информации учащимися на основе использования различных медиакомпонентов новой среды обучения;
2) анализ вопросов теории и методики рационального использования имеющегося разнообразия виртуальных учебных объектов для представления в новой информационной среде различных составляющих предмета учения (фактов, понятий, законов, теорий и пр., а также опыта деятельности).
3) рациональной доли электронных медиакомпонентов как способов представления предмета учения в общей системе способов и средств предъявления учебного материала.
Теоретические и методические вопросы представления предмета учения в виртуальной среде требуют, на наш взгляд, последовательного уровневого анализа.
Первый уровень СЛАЙД 12. исследования включает изучение проблем предъявления в виртуальной среде концептуальной составляющей предмета учения, а именно проблем:
• полноты представления содержания основных элементов системы предметного знания (фактов, понятий, законов, теорий, картин мира и пр.);
• структурной организации содержания предмета учения на электронном носителе (уровней и способов систематизации и обобщения учебной информации по предмету, способов и приемов визуализации системы научного знания, моделирования гипертекстовой и гипермедиа архитектуры представления учебного материала и т.п.);
• качества способов представления содержания учебного материала с помощью различных учебных объектов (текстов, виртуальных моделей, анимационных схем, рисунков и диаграмм, фотоснимков, видео, элементов «виртуальной реальности» и пр.) и сравнения педагогической эффективности данных способов.
Второй уровень СЛАЙД 13. исследования предполагает разработку проблем представления в виртуальной среде процессуальной составляющей предмета учения. Исследование этих проблем предполагает:
• анализ вопросов полноты представления данной компоненты предмета учения в новой среде (уточнение состава основных видов деятельности, образующих предмет учения, и степени объективации их содержания);
• поиска способов и приемов объективации в виртуальной среде конкретных видов учебно-познавательной деятельности, а также их обобщенных моделей (с помощью вербального описания, визуального отображения);
• проектирования в виртуальной среде учебных объектов, предназначенных для освоения учащимися опыта деятельности (создание манипулятивных моделей, симуляторов, тренажеров, конструкторов, моделей «виртуальной реальности»);
Третий уровень исследования предполагает изучение проблем описания контекстуальной составляющей предмета учения: способов и приемов объективации опыта деятельности по применению предметных знаний в контексте практических проблем повседневной жизни.
Выделение названных уровней исследования проблемы представления предмета учения в виртуальной среде - концептуального, процессуального и контекстуального - является принципиально важным. Стратегия совершенствования новой информационной среды в этих трех направлениях будет способствовать росту образовательной подготовки учащихся в соответствии с принятыми на международном уровне критериями качества обучения.
Сложной и относительно самостоятельной проблемой этой группы является проблема поиска новых концептуальных подходов к обучению и разработки путей реализации новых моделей обучения средствами виртуальной информационной среды, а также исследование новых аспектов уже известных дидактических подходов, например:
• модельного подхода к представлению учебного предмета в новой информационной среде,
• деятельностного подхода к организации учебного процесса,
• когнитивной модели обучения,
• модульного обучения,
• и др.