Практика 16. Итоговая.
Комплексная индивидуальная программа сопровождения процессов социального развития и семейного воспитания обучающегося СПО..
Форма 1.
(пол, возраст, статус воспитанника)
Мальчик Иван, 16 лет, обучающийся СПО
Введение в ситуацию жизни воспитанника (кратко):
Иван воспитывается в малообеспеченной семье. Мать вынуждена много работать. Отчим безработный. Детско-родительские отношения носят формальный характер. Дома между родителями возникают частые семейные конфликты и противоречия. Отчим, не желая решать проблемы, начинает пить. Иван оказывается лишённым должного присмотра, пропускает занятия, попадает в асоциальную компанию.
1.1. Результаты диагностического этапа.
- изучение коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка;
- психолого-педагогическая диагностика особенностей психического и личностного развития ребёнка: уровень учебной мотивации, тревожности, коммуникативности;
- анализ особенностей поведения и воспитательной деятельности родителей (на основе следующих показателей: адекватность контактов с сыном, особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребёнком и другими лицами, форма и характер досуга семьи).
- оценка микроклимата в семье, оценка педагогической, правовой и общей культуры семьи, оценка жилищно-бытовых и материальных условий семьи;
В результате диагностики процесса социального развития выявлено снижение уровня успеваемости Ивана, пропуски занятий, нарушения дисциплины. Поведение мальчика выходит за рамки общепринятых правил, он может грубить, употреблять в речи нецензурную лексику, устраивать драки.
1.2. Перечень проблем социального развития, которые необходимо устранить в процессе педагогического сопровождения:
- нарушение дисциплины, проблемы с успеваемостью и пропусками занятий;
-семейные факторы риска (взаимоотношения в семье),
- бесконтрольность успеваемости, посещаемости занятий и свободного времени ребёнка.
Результаты проектировочного этапа.
1.4. Определена следующая стратегия социально-педагогического сопровождения процесса социального развития
Создать условия для углубления текущих процессов:
- социальный патронат - обеспечение помощи и поддержки семьи в осмыслении возникающих проблем и определение целесообразных путей их активного и самостоятельного решения (непрерывная психолого-педагогическая поддержка семьи);
- индивидуальная работа с родителями (беседы, консультирование).
1.5. Для осуществления социально-педагогического сопровождения процесса социального развития определены следующие необходимые и доступные ресурсы:
При положительной установке родителей на решение возникшей проблемы:
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, формирование у них мотивации к сотрудничеству;
- формирование активной родительской позиции по отношению к ребёнку;
- раскрытие перед родителями возможности личного поиска подходов к развитию ребёнка и личного участия в исследовании его возможностей;
- формирование в детской и в семейной среде мотивации к активному здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
1.1. Результаты диагностического этапа. В результате диагностики процесса семейного воспитания выявлены следующие отрицательные показатели (показатели семейного воспитания):
- низкий культурный уровень родителей;
- бытовое пьянство отчима, не носящее систематический и затяжной характер;
- игнорирование проблем воспитанияребёнка.
1.2. Перечень проблем семейного воспитания, которые необходимо устранить в процессе педагогического сопровождения:
- нормализация детско-родительских отношений и снижение их конфликтности;
- повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
-совершение несовершеннолетним правонарушений и антиобщественных действий.
Результаты проектировочного этапа.
1.4. Определена следующая стратегия социально-педагогического сопровождения процесса семейного воспитания (достраивать базовую систему семейного воспитания дополнительными системами): Взаимодействие образовательной организации с социальными службами, социально-реабилитационным центром, специалистами по социальной работе, органами здравоохранения, КДН и защите прав.
1.5. Для осуществления социально-педагогического сопровождения процесса семейного воспитания определены следующие необходимые и доступные ресурсы:
Реабилитационная работа с семьей, предполагающая содействие в преодолении имеющихся трудностей:
- организация психолого-педагогического консультирования семьи;
- защита прав семьи и ребёнка;
- просветительские программы для родителей.
2. Комплексный план мероприятий социально-педагогического сопровождения процессов социального развития, семейного воспитания
№ | сроки | ресурс | мероприятие |
сентябрь | Наблюдение, взаимодействие с семьёй - взаимодействие с семьей в сфере организации досуга; - взаимодействие с семьей в образовательной организации; - взаимодействие с семьей по месту жительства | Посещение семьи, знакомство - уровень доходов семьи; - её жилищные условия; - предметное окружение; - социально-демографические характеристики членов семьи (возраст, состояние здоровья, профессия, место работы). | |
в течение года | Реабилитационная работа с семьей, предполагающая содействие в преодолении имеющихся трудностей. Взаимодействие со специалистами организации (педагогами, психологом, социальным педагогом…) - организация психолого-педагогического консультирования; - защита прав семьи и ребенка; - просветительские программы для родителей | Консультирование родителей по возникающим психолого-педагогическим и правовым вопросам (очно, заочно) | |
в течение года | Поиск подходов к развитию ребёнка и исследованию его возможностей через системно-деятельностный подход, предполагающий нахождение эффективных способов включения ребёнка в совместную деятельность | Индивидуальное сопровождение ученика, его участие в комплекс учебных и внеурочных мероприятий. Привлечение к занятиям в клубах, кружках, секциях | |
в течение года | Профилактическая работа с семьей. Участие родителей в мероприятиях, способствующих формированию толерантных отношений, здоровому образу жизни | Мастер-классы, спортивные эстафеты, круглые столы, участие в проектной деятельности, походах, экскурсиях | |
ноябрь март | Формирование активной родительской позиции по отношению к ребёнку | Психологические игры, тренинги | |
апрель | Подведение промежуточных итогов, их коррекция и постановка дальнейших задач | Системный анализ работы |