Содержание
Введение
1. Сущность и характерное проявление консьюмеризма и социально-этического маркетинга
1.1 Сущность консьюмеризма и история его развития
1.2 Права потребителей и социально-этический маркетинг
1.3 Охрана интересов потребителей в розничной торговле
2. Практика консьюмеризма и социально-этического маркетинга
2.1 Основные критические аргументы консьюмеризма и принцип его действия
2.2 Социально-ориентированный брендинг
2.3 Стратегии социального позиционирования "Starbucks"
Заключение
Список источников
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях жесткой конкурентной борьбы продавцы должны не только концентрировать внимание на получении прибыли, но и вырабатывать чувство удовлетворенности у потребителей. Благодаря движению консьюмеризм стало возможным достижения справедливости в отношениях между покупателем и продавцом. Правильно и четко сформулированные права и обязанности покупателей дают им чувство защищенности и уверенности, а также ограждают от недобросовестности продавца. Также стоит отметить, что среди прочих функций консьюмеризм включает обеспечение свободы выбора, качество потребительских услуг и честной рекламы, и помимо защиты прав потребителей, их информирование и просвещение.
Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на высокую значимость данной темы исследования, она имеет недостаточную практическую разработанность. Рассмотрение данной тематики несет, как и теоритическую значимость, так и практическую. Теоретическая значимость данной тематики является то, что данная тема может быть исследована одновременно с разных научных дисциплин.
Объектом научной работы являются анализ условий консьюмеризма и социально-этического маркетинга.
Предметом является изучение отдельных вопросов, которые сформулированы в качестве задач данной научной работы.
Целью исследования является глубокое рассмотрение темы консьюмеризм в рамках социально-этического маркетинга на основе комплексного изучения его теоретических и методологических основ, сущности и проблематики.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
консьюмеризм этический маркетинг торговля
изучить исторические и теоретические аспекты темы "Консьюмеризм и социально-этический маркетинг".
определить актуальность проблемы "Консьюмеризм и социально-этический маркетинг" в современных условиях.
обозначить тенденции развития тематики в современных условиях.
При проведении исследования по курсовой работе для обработки и анализа данных, использовались анализ и синтез.
Степень изученности проблемы. Источниками информации для написания научной работы по теме "Консьюмеризми социально-этический маркетинг" послужили базовая учебная литература, законодательные акты, обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, интернет ресурсы, прочие актуальные источники информации отечественных и зарубежныхавторов, таких как Ф. Котлер, А.П. Дурович, Ж. - Ж. Ламбен, Ноздрева Р. Б, Моисеева Н., Конышева М. и т.д.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором прописаны цель и задачи исследования, определены объект и предмет изучаемой темы; двух разделов, теоретической и практической части; заключения, в котором получен общий вывод о достижении цели курсовой работы и списка использованных источников.
Сущность и характерное проявление консьюмеризма и социально-этического маркетинга
Сущность консьюмеризма и история его развития
В современном мире консьюмеризм имеет огромное значение в силу распространения, так называемого манипулятивного или по образному выражению популярного европейского маркетолога Жан-ЖакаЛамбена "дикого" маркетинга. Под "диким" маркетингом он подразумевал всевозможные приемы, имеющие воздействие на поведение людей, незаконное представление товара под чужим зарегистрированным товарным знаком, а также представление ложной или неточной информации, а также сравнительная реклама. В своих трудах он предполагает, что под определенным давлением спрос может создать предложение, а не наоборот. (Маркетинг в туризме: учеб. пособие/ А.П. Дурович. - 7-е изд.,-Минск, 2007. - 496с.) Таким образом, концепция маркетинга подразумевающей удовлетворение потребностей ради получения прибыли приобрела новые очертания. Одной из основополагающей причины этого является сформированное движение в защиту прав потребителей под названием "консьюмеризм". Консьюмеризм - организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей, покупателей в отношении к продавцам и производителям товаров. [2, 55]
Свое начало движение консьюмеризм берет в США на рубеже XIX и XX столетий, откуда пошло дальнейшее его распространение в другие страны. Разделяют три основных этапа возникновения данного движения, а также существуют несколько предполагаемых причин начала консьюмеризма. Всемирно известный профессор маркетинга Филип Котлер утверждает, что впервые данное движение возникло под влиянием резко растущих цен в мясной промышленности и скандалов по поводу патентованных медицинских препаратов. Что касается второй волны движения покупателей в середине 1930-х годов, то произошла она в разгар Великой депрессии, когда произошел резкий взлет розничных цен и очередной скандал, связанный с лекарственными препаратами. К 60-м годам люди стали более осторожными, образованными и более требовательным; товары стали более сложными и в какой-то мере опаснее. В это время свою активную позицию начали отстаивать всевозможные потребительские организации, заботящиеся о своих правах. Третью вспышку Филип Котлер связывает с деятельностью Ралфа Нэйдера, Джона Кеннета Гэлбрейта, Рэйчела Карсона и других, которые в свою очередь, опубликовав свои книги, где выразили свое недовольство и обвинили крупные предприятия в жульничестве, махинациях и транжирстве. [3, 350]
С тех пор данное движение приобрело международное значение, в особенности в Скандинавии и странах Бенилюкса. Появилось множество консьюмеристких групп, таких как Ассоциация потребителей в Великобритании, Союз потребителей рабочего сообщества в Германии и других, которые утвердили ряд законодательных актов, защищающих интересы покупателей. Также в Великобритании помимо всевозможных организаций по защите прав потребителей, существует специальный журнал "Which?" ("Который?"), помимо этого, ведут свою деятельность бюро и консультативные центры, где специалисты контролируют соответствие товаров определенным стандартам. Стоит отметить, что даже законодательная база четко регулирует все процессы касательно вопросов качества товаров и удовлетворенности потребителей. А в Швеции с 1971 года функционирует такая должность как омбудсмен по защите прав потребителей. Гражданин избирается на данную должность на определенный срок в соответствии с законодательством страны. Должность омбудсмена подразумевает рассмотрение жалоб от пострадавших лиц и дальнейшее принятие их, расследование, а также принятие решений, касательно жалоб и составление отчетов. Существует институт омбудсменов, который обеспечивает возможность преодолевать некоторые противоречия между гражданином и государством, что ведет к становлению гражданского общества. В настоящее время, многие страны вводят подобные институты, т.к. при возникновении каких-либо юридических конфликтов омбудсмен стремится решить этот вопрос при помощи переговоров. В случае если стороны не приходят к согласию, они вынуждены обратиться в коммерческий суд. Тем не менее, по статистике из четырех тысяч дел попадающих в институт омбудсменов лишь 20 передаются в суд, что свидетельствует о высокой эффективности деятельности омбудсмена. Таким образом решаются конфликты между покупателем и продавцом в Швейцарии. (к. п. н., доцент Мотехина М. В Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России). У покупателей есть право также защищать свои интересы самостоятельно. Сделать это возможно, написав открытое письмо президенту компании и сообщить о том, что с ним обошлись нечестно, также можно дать сообщение в средства массовой информации.
Но на территории постсоветского пространства организации по защите прав потребителей существуют недавно. К примеру, в Республике Казахстан лишь в ноябре 2013 года президент подписал указ о создании подобной организации, которая ныне известна как "Агентство по защите прав потребителей в составе министерства здравоохранения". [6]