Изобретательские задачи: решение и его воплощение




В прошлом году в лагере обнаружилось несколько технических проблем, которые мы преобразовали в изобретательские задачи. Список проблем был составлен опытными обитателями лагеря – ИГ-4 «Изобретательское».

Вот первые задачи, которые поставили ребята.

 

Задача-1. Вода из Вуоксы.

Рядом с лагерем плохой подход к воде. Необходимо идти 50 метров по болотине. Для купания есть хорошее место, но в 500 м от лагеря. Но надо часто, не тратя много времени ходить к воде: мыться, полоскать посуду, приносить техническую воду в лагерь. Приходилось после хождения к воде мыть ноги на берегу принесённой водой. Строительство мостков оказалось очень трудоёмким делом.

 

Другие изобретательские задачи.

1. Потоп. Во время ливня большую часть территории лагеря заливает.

2. Как влезть на верх. Для постановки тентов-навесов необходимо человеку подниматься на на 2-3 м на сосны с голым стволом. Приходилось поднимать строителя другим. Это тяжело.

3. Питьевая вода. Родник находится в 400 м от лагеря. Хождение за водой занимает много времени и отвлекает большую группу ребят от других дел, чтобы наполнить все канистры.

4. Пилка дров. Пилить брёвна приходится двуручными пилами. Пилить неудобно – бревно лежит на земле. Уходит много времени и сил.

5. Телеграф. Герои Ж. Верна на острове установили связь между основным жилищем и другими построенным объектами с помощью самодельного телеграфа. Как сделать постоянную связаться, находясь в лагере с теми, кто пошёл к реке, не используя мобильный телефон?

Список задач пополняется дальше

 

Будем действовать в этом направлении следующим образом.

Доформулируем задачи. Предложим всем ребятам включиться в их решения. Сначала теоретически, затем, выбрав лучшие решения, практически уже в лагере. Провести конкурс решений изобретательских задач.

 

5.2. Морфологический ящик в лагере.

Этот приём замечательно подходит для сочинения историй. Как правило у каждого вечернего костра проходит небольшое КТД, когда отряды придумывают и показывают инсценировки. Эти истории связаны с темой лагеря. Можно будет предложить ребятам морфологический ящик для создания следующих историй

- представление отряда (название, девиз, легенда…)

- как различные литературные герои оказались на необитаемом острове

- различные вариации по сюжетным ходам из книги «Таинственный остров»

 

5.3. Отрядный подлагерь. Свободное изобретательство и моделирование среды обитания.

Каждый отряд создаёт свой подлагерь на некотором удалении от центра лагеря. 2-3 палатки, костровое место, а далее – полное творчество ребят. Конкурс подлагерей проводится в виде экскурсий, когда принмают в гости членов других отрядов и показывают им свои сооружения и изобретения.

В прошлом году, соответственно теме лагеря, каждый отряд строил из лесных материалов модель дома для Робинзона (была специальная фигурка). Сейчас можно, взяв пример с того благоустройства острова, которое произвели герои Жюля Верна, сделать подобные модели, но уже не только жилища, а большой структуры.

В этом случае будет полезно попробовать изобретать по специальному системному оператору.

 

5.4. Сломаем голову о «данетки»!

Решение подобных задач – любимое дело у форпостовцев во время путешествий, когда надо чем-то заняться в дороге. В 2012 году почти всё время лагеря были сильные и холодные дожди. Пришлось много времени проводить у костра под навесом вот тут и пригодились «данетки», как и песни, загадки, игры.

Мы начали составлять банк подобных задач.

 

5.5. Системный оператор в помощь новичкам: какое возьмём снаряжение?

Опытные ребята знают, что брать в лагерь, умеют снаряжаться в поход. У нас принята практика выдачи подробных списков. Но, такой список не учит думать системно. По ходу работы возникла идея – сделать системный оператор «Что может быть – что для этого взять» для новичков и с ними рассмотреть подготовку личных вещей и снаряжения.

В ячейки вместе вписываем параметры.

Например:

- Что будем делать, чтобы прожить эти дни? - Спать, есть. – вписываем, что для этого надо.

- Какая нужна одежда? А если изменится погода?

- Чем будем заниматься? И т.д.

Заключение

 

Данные методические рекомендации позволили освоить начальные этапы в системной подготовке лагеря: выбрать тему, выработать идеи по тематическим дням, создать СД и ИГ, определить состав участников и разделиться на отряды. Дальнейшие действия также подлежат проектированию с использованием системного подхода.

Благодаря многолетнему опыту, лагерь Форпоста готовился всегда системно и всесторонне, однако, всегда было сложно донести до ребят, как подходить к проектированию системно. ТРИЗ помог понять, в каком направлении надо работать над этой задачей.

 


Библиография

1. Верн Жюль. Таинственный остров. Любое издание.

2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.

3. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 (Воспитание и доп. образование детей).

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – Изд. 2-е, пер. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

5. Несевря В.И. Книга скаута. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

6. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии. / Пер. с чеш. С.Д. Баранниковой; ил. З. Махитки. – М.: Профиздат, 1990.

7. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Трудовая деятельность. Соревнования и состязания. Игры. / Пер. с чеш. К.И. Паровой; ил. З. Махитки. – М.: Профиздат, 1989.

8. Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш. С.И. Грачева. – М.: ДОСААФ, 1979.

9. Технология игры в XXI веке. Игровые формы и методы в работе детских общественных объединений. – М., 1999.

 

Интернет-ресурсы:

1. https://www.forpost-culture.ru/ – сайт ДРОО «Форпост культуры»

2. https://ru.convdocs.org/docs/index-65356.html - Лекция. Системный подход к решению проблем

3. https://www.trizway.com/art/renewal/196.html - Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе формирования креативности младших школьников

4. https://ru.wikipedia.org/wiki - Теория решения изобретательских задач.

5. https://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html - Метод мозгового штурма

 

 


Приложения

Синквейны, составленные в ходе выбора темы лагеря.

 


1. ЛАГЕРЬ

2. летний, интересный

3. манит, веселит, нужен

4. очень весело и круто

5. ДРУЖБА

(Джон)

 

1. ЛАГЕРЬ

2. необыкновенный, завораживающий

3. зовёт, манит, притягивает

4. призывает нас идти в путь

5. ЛЕТО

(Лера, Наташа)

 

1. ЛАГЕРЬ

2. неугасающий, активный

3. захватывает, таит, готовит

4. хочу поехать я туда

5. МИР

(Флинт)

 

1. ЛАГЕРЬ

2. познавательный, развлекательный

3. зажигаем, стреляем, ориентируемся

4. один не похож на другой

5. КОМПАНИЯ

(экипаж «Пингвин»)

 

1. ЛАГЕРЬ

2. тёплый, дружелюбный

3. идём, жуём, поём

4. лагерь просто супер-пупер

5. ДОМ

(ватага «Норд»)

 

1. ЛАГЕРЬ

2. весёлый, интересный

3. играем, стреляем, строим

4. там интересно очень всем

5. ШАЛАШ

(ватага «Зюйд»)


 

Ассоциации к Дню Огня:

Свободные ассоциации: костёр, шашлык, лупа, батарейка, лава, плазма – 4-е состояние вещества, еда, камин, вулкан, бензин, огнетушитель, огонёк, ракета, факел, горелки (игра), горелка (приспособление), искры, саламандра, дракон.

Огонь-друг: очаг, огниво, кремень, тепло, свет, электричество, пища, маяк

Огонь-враг: сигареты, пожар, ожог, взрыв, бомбы-зажигалки.

Огонь – это красиво: фейерверк, салют, бенгальские огни, пылающее солнце

Огонь как символ: дружба, Общий сбор, «сбор-«огонёк», огонь души, свеча, огонь творчества, Вечный огонь.

Фразеологизмы со словом огонь: Прометеев огонь, «Гори-гори ясно, чтобы не погасло» (игра), огнеборец, «Нет дыма без огня», «Прячьте спички от детей» («Детям спички не игрушки, покупайте зажигалки»), «На печи калачи как огонь горячи!», «Днём с огнем не сыщешь», «Огнём и мечом», «Гори всё синим пламенем», «Погорел, как швед под Полтавой», «Берегите лес от пожара!», «Огонь, пли!», «Из искры возгорится пламя», «Адский огнь». «Играть с огнём», «Из огня да в полымя», «Пройти огонь, воду и медные трубы», «На ясный огонь»

Предложения к Дню Огня:

1. Главное дело дня: большая игра или иное, общие и маленькие идеи:

- маршрутная игра, в ходе которой надо найти коробок с одной спичкой и развести костёр;

- игра-испытания, чтобы отряды прошли «огонь, воду и медные трубы»

- вариант в маршрутной игре: кто больше соберёт спичек выполняя задания, у того больше шансов с костром

- сделать плотики с огнём и запустить по реке ночью

- прыгание через костёр

- построить вулкан, сделать огненную дорожку

- строить модели маяков на берегу

- конкурс необычных костров

- вечернее КТД – ожившие поговорки про огонь; сцены «Роль огня в истории человечества»;

- истории о борьбе с огнём

- игра в горелки

 

2. Какие моменты из книги лагеря («Таинственный остров») можно использовать в этот день?

- как герои нашли только одну спичку;

- как сделали лупу и добыли огонь с её помощью;

 

3. Какие проводим соревнования?

- соревнование по готовке разной пищи на костре;

- кто быстрее разведёт огонь (пережигание нитки);

- по заготовке дров, кто быстрее распилит бревно;

 

4. Занятия: что узнаём, чему учимся, в чём тренируемся?

- добывание огня без спичек; складывать и разводить костры разных типов; делать сигнальные костры, система сигналов дымом; разведение костра в дождь, оказание помощи при ожогах; правила безопасности с огнём, как предотвратить лесные пожары; запекание на углях (картошка и пр.), перенос огня, делать факелы.

 

5. Что можно сделать полезное для природы или людей в этот день?

- борьба или профилактика лесного пожара: сделать листовку-обращение (плакат) к посетителям леса, вырыть канавки; провести учебную пожарную тревогу в лагере.

 


Синквейны, составленные после придумывания Дня Огня.

 


1. ОГОНЬ

2. жгущий, красивый

3. играет, живёт, краснеет

4. детям спички не игрушки

5. ТЕПЛО (вкусно)

(ватага «Норд»)

 

 

1. ОГОНЬ

2. горячий, красивый

3. горит, лижет, обжигает

4. огонь наш лучший друг

5. ЕДА

(ватага «Зюйд»)

 

1. ОГОНЬ

2. яркий, неизученный

3. поглощает, обжигает, помогает

4. без него трудно обойтись

5. РИСУНОК

(экипаж «Пингвин»)

 

1. ОГОНЬ

2. красивый, опасный

3. горит, трещит, греет

4. будь осторожен с огнём

5. ПЛАМЯ

(экипаж «Дельфин»)


 


Тексты-памятки для групповой работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: