Тема № 9. Движущие силы эволюции.




«Природа хочет жить, и потому она мильоны зёрен скармливает птицам. Но из мильона птиц к светилам и Зарницам едва ли вырвется одна». Н. Заболоцкий.

1. Ответьте на вопросы:

1.1. Каково значение трудов К. Линнеядля развития биологической науки? _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

1.2. Каково значение трудов Ж.Б. Ламарка для развития биологической науки? _________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните

2.1. Выпишите основные моменты, касающиеся жизни Чарльза Дарвина в детские и юношеские годы:

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.2. Нанесите на контурную карту маршрут кругосветного путешествия Чарльза Дарвина на корабле «Бигль». Отметьте ключевые точки, по которым проходил данный маршрут.

_____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

_____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________.

2.3. Перечислите основныенаходки Ч. Дарвина, послужившие ему экспедиционным материалом, для создания научной эволюционной теории:

а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

б) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

в) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

2.4. Назовите главный труд Ч. Дарвина, созданный им по возвращению в Англию. ______

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.5. Какие термины вводит Ч. Дарвин в своей книге?

а) ___________________________________________________________________________;

б) ___________________________________________________________________________.

 

3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

 

3.1. Прочитайте отрывок текстаи укажитесвойство живых организмов, о котором идет речь:

а) Одно растение мака ежегодно даёт до 30 тысяч семян и его потомство может покрыть нашу планету за 3-4 года.

б) Осётр за свои 50 лет жизни даст 15 млн. икринок, если ни одна икринка не пропадёт, то потомство одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки.

_____________________________________________________________________________

3.2. Укажите причины, по которым не происходит повсеместное заселение одуванчиками всей поверхности Земли:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

3.3. Дайте определение:

Борьба за существование - ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

3.4. Заполните схему классификации видов борьбы за существование, кратко охарактеризуйте каждый вид борьбы:

 
 

 

 


Внутривидовая борьба за существование - ____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Межвидовая борьба за существование - _____________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Борьба с неблагоприятными условиями среды - ______

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

3.5. Укажите результат борьбы за существование: __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

4. Дайте определение:

Естественный отбор - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

4.1. Укажите результаты естественного отбора, заполнив схему и ориентируясь на подсказки:

 
 

 


 

 

4.2. Заполните схему причин и последствий борьбы за существование:

 

       
 
 
   

 


5. Сформулируйте вывод по изученному материалу: ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

 

1. Определите вид борьбы за существование:

 

1.1. И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно, за свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, за почву и за влажность спор ведут? ____________________________________________________________________.

 

1.2. Орёл бьёт сокола, а сокол бьёт гусей, страшатся щуки крокодила, от тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, всегда имеет верх на слабостию сила?

____________________________________________________________________.

 

1.3. Лес кругом, широкая поляна, на траве зелёной у кургана – жаркий бой ведут тетерева? _________________________________________________________________.

 

1.4. А знаете друзья, что ёж был с мягкой шёрсткою когда-то, но объявилась вдруг лиса, защёлкали зубами волки – и стали колкими глаза, и выросли иголки?

____________________________________________________________________.

 

1.5. Была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей, закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы? ______________________________.

 

1.6. Стрекоз стальные челюсти нещадно рой насекомых истребляют жадно?

____________________________________________________________________.

2. Рассмотрите рисунки, определите виды борьбы за существование, подпишите под каждым рисунком. Напишите, какой из данных видов борьбы за существование является наиболее жестоким и протекает острее всего. Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание для домашней работы: Выучить тему «Эволюционное учение Чарльза Дарвина».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: