«Природа хочет жить, и потому она мильоны зёрен скармливает птицам. Но из мильона птиц к светилам и Зарницам едва ли вырвется одна». Н. Заболоцкий. |
1. Ответьте на вопросы:
1.1. Каково значение трудов К. Линнеядля развития биологической науки? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
1.2. Каково значение трудов Ж.Б. Ламарка для развития биологической науки? _________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните
2.1. Выпишите основные моменты, касающиеся жизни Чарльза Дарвина в детские и юношеские годы:
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.2. Нанесите на контурную карту маршрут кругосветного путешествия Чарльза Дарвина на корабле «Бигль». Отметьте ключевые точки, по которым проходил данный маршрут.
_____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
_____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________.
2.3. Перечислите основныенаходки Ч. Дарвина, послужившие ему экспедиционным материалом, для создания научной эволюционной теории:
а) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
б) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
в) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
2.4. Назовите главный труд Ч. Дарвина, созданный им по возвращению в Англию. ______
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.5. Какие термины вводит Ч. Дарвин в своей книге?
а) ___________________________________________________________________________;
б) ___________________________________________________________________________.
3. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:
3.1. Прочитайте отрывок текстаи укажитесвойство живых организмов, о котором идет речь:
а) Одно растение мака ежегодно даёт до 30 тысяч семян и его потомство может покрыть нашу планету за 3-4 года.
б) Осётр за свои 50 лет жизни даст 15 млн. икринок, если ни одна икринка не пропадёт, то потомство одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки.
_____________________________________________________________________________
3.2. Укажите причины, по которым не происходит повсеместное заселение одуванчиками всей поверхности Земли:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
3.3. Дайте определение:
Борьба за существование - ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3.4. Заполните схему классификации видов борьбы за существование, кратко охарактеризуйте каждый вид борьбы:
Внутривидовая борьба за существование - ____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Межвидовая борьба за существование - _____________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Борьба с неблагоприятными условиями среды - ______
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3.5. Укажите результат борьбы за существование: __________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Дайте определение:
Естественный отбор - _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4.1. Укажите результаты естественного отбора, заполнив схему и ориентируясь на подсказки:
4.2. Заполните схему причин и последствий борьбы за существование:
5. Сформулируйте вывод по изученному материалу: ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задания для самопроверки:
Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.
1. Определите вид борьбы за существование:
1.1. И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно, за свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, за почву и за влажность спор ведут? ____________________________________________________________________.
1.2. Орёл бьёт сокола, а сокол бьёт гусей, страшатся щуки крокодила, от тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, всегда имеет верх на слабостию сила?
____________________________________________________________________.
1.3. Лес кругом, широкая поляна, на траве зелёной у кургана – жаркий бой ведут тетерева? _________________________________________________________________.
1.4. А знаете друзья, что ёж был с мягкой шёрсткою когда-то, но объявилась вдруг лиса, защёлкали зубами волки – и стали колкими глаза, и выросли иголки?
____________________________________________________________________.
1.5. Была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей, закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы? ______________________________.
1.6. Стрекоз стальные челюсти нещадно рой насекомых истребляют жадно?
____________________________________________________________________.
2. Рассмотрите рисунки, определите виды борьбы за существование, подпишите под каждым рисунком. Напишите, какой из данных видов борьбы за существование является наиболее жестоким и протекает острее всего. Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание для домашней работы: Выучить тему «Эволюционное учение Чарльза Дарвина».