Введение
· Цель дисциплины: Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма и их применение в клинической практике. Дать представление о медико-биологических аспектах паразитологии. |
Краткое описание дисциплины:Клеточная биология изучает строение и функции различных типов клеток, органоидов и включений, нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток. Изучение клеточной биологии раскрывает механизмы нарушения процессов жизнедеятельности на клеточном уровне, их роль в формировании и клиническом проявлении патологических состояний. Клеточная биология создает базу для понимания молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах. Молекулярнаябиология, раздел биологии, изучающий структуры и процессы, свойственные живым организмам, на уровне молекул. Рассматриваются вопросы структурно-функциональной организации генетического аппарата клеток, молекулярные механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, молекулярные механизмы регуляции экспрессии генов в ходе индивидуального развития, мутагенеза и рекомбинации генетического материала. Паразитология – комплексная биологическая наука, изучающая явление паразитизма, биологию и экологию паразитов, а также вызываемые ими заболевания и меры борьбы с паразитами. |
Пререквизиты: школьный курс биологических дисциплин |
Общие компетенции: 2.Профессиональная деятельность. Студенты смогут проявлять профессиональное поведение: действовать честно и соблюдать этические обязательства, быть инициативными, достигать цели, демонстрировать навыки работы в команде. Предметные компетенции: 9. Применение достижений биомедицинских наук Современная биология является теоретической основой медицины. Студенты смогут применять основные методы и знания клеточной и молекулярной биологии в медицинской практике врача любой специальности. 14. Эффективно использовать информационные и информационные технологии в области медицины Студенты смогут использовать компьютеры и искать источники информации. |
Результаты обучения: По завершении данной программы ожидается, что обучающийся оценить медицинское значение нарушения строения и функций клетки; - будет способен схематично изобразить и описать структурную организацию эукариотических клеток, плазматической мембраны, ядра, мембранных и немембранных органоидов, структурную организацию хроматина, уровни компактизации генетического материала, строение хромосом, изменение генетического материала при прохождении периодов митотического цикла, мейозе. - будет способен определить нарушения числа и структуры хромосом при изучении кариотипа, идентифицировать хромосомы по денверской и парижской классификации; - будет способен рассчитать вероятность рождения больных и здоровых детей; - будет способен объяснить строение гена прокариот и эукариот, процессы репликации, транскрипций, трансляций, регуляции экспрессии генов, свойство раковых клеток; - будет способен отличать типы мутации, репарации, апоптоза; - будет способен, определять видовую принадлежность паразитов человека, идентифицировать представителей имеющих медицинское значение. |
План изучения дисциплины «Биология клетки»
№/п | Наименование темы/раздела дисциплины | Контактные часы | Часы самостоятельной работы и задание | ||||||
Практические занятия | Лаб. зан | СРОП (консультации) | СРО | Задания | |||||
пр | сем | трен | … | ||||||
1. | Клетка – структурно-функциональная единица жизни. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3.Заполнить таблицы и схемы 4. Посмотреть и зарисовать препараты 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | |||||||
2. | Немембранные органоиды клетки. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2.On-line тестирование 3. Заполнить таблицы 4. Решить типовые и ситуационные задачи. 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | |||||||
3. | Мембранные органоиды клетки. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2.On-line тестирование 3. Заполнить таблицы 4. Решить типовые и ситуационные задачи. 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | |||||||
Генетический аппарат клетки. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2.On-line тестирование 3.Зарисовать хромосомы 4. Расшифровать кариотипы 5.Составить идиограмму 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Нуклеиновые кислоты, строение, классификация, функции. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Заполнить таблицу 4. Решать типовые задачи 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Деление клеток. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Выделить особенности деление соматических и половых клеток 4.Сравнить распределение неаллельные гены во время митоза и мейоза 4. Решать типовые задачи 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Рубежный контроль | 1.On-lineтестирование2. Письменный ответ по билетам 3. Решение ситуационных задач Смотреть приложение | ||||||||
Моногенное наследование,типы наследования моногенных признаков. признаков. | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Решать ситуационные и типовые задачи 4.Заполнить таблицу 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Сцепленное наследование признаков | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Решать ситуационные и типовые задачи 4. Составить генетическую карту расположения генов 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Взаимодействие аллельных генов | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Решать ситуационные и типовые задачи 4. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Взаимодействие неаллельных генов | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Решать ситуационные и типовые задачи 4. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Наследственная изменчивость | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Схематично изобразить механизмы мутаций 4. Сравнить кариограммы 5. Решать типовые и ситуационные задачи 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Механизмы ранних этапов онтогенетического развития человека | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. Изобразить периоды и клеточные механизмы онтогенеза человека. 3. Решать ситуационные задачи. 4. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Врожденные пороки развития | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. Решать ситуационные задачи. 3. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||
Рубежный контроль. | 1.On-line тестирование2. Письменный ответ по билетам 3. Решать ситуационные задачи Смотреть приложение | ||||||||
Всего: |
План изучения дисциплины «Молекулярная биология»
№/п | Наименование темы/раздела дисциплины | Контактные часы | Часы самостоятельной работы и задание | |||||||||
Практические занятия | Лаб. зан | СРОП (консультации) | СРО | Задания | ||||||||
пр. | сем | трен | ||||||||||
1. | Молекулярная биология гена | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Изобразить и объяснить строение и функции гена 4. Заполнить таблицы 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
2. | Реализация наследственной информации. Репликация | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Зарисовать схемы 4. Просмотреть видеофильм и объяснить функий ферметов 5. Решать типовых задач 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
3. | Транскрипция | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Разбор кейса в команде и ответить на вопросы 4. Решить ситуационных задач 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
4. | Трансляция гена | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Просмотреть видеофильм и изобразить процесс трансляции 4. Разбор кейса в команде и ответить на вопросы 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
5. | Регуляция экспрессии генов | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Зарисовать и объяснить схемы модели оперонов 3. Решать типовых задач 4. Разбор кейса в команде и ответить на вопросы 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
6. | Молекулярно-генетические механизмы регуляции митотического цикла | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 2. Заполнить таблицу 4. Решать типовых задач 5. Рарисовать митотический цикал и объяснить роль цикинов и ЦЗК 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
7. | Рубежный контроль | 1.On-line тестирование2. Письменный ответ по билетам 3. Решение типовых и ситуационных задач | ||||||||||
8. | Молекулярно-генетические механизмы генных мутаций | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Изобразить и объяснить механизмы генных мутации. 4. Решение 4 ситуационных задач и обсуждение ответов. 5. Заполнить таблицу по OMIM. 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
9. | Молекулярно-генетические механизмы репарации ДНК | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Решение 3 ситуационных задач и обсуждение вопросов 3.Изобразить и объяснить механизмы репарации 4. Заполнить таблицу 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
10. | Молекулярно-генетические механизмы развития злокачественных опухолей | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Заполнить таблицу по OMIM. 4. Разбор кейса и обсуждения вопросов в команде 5. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
11. | Введение в паразитологию. Простейшие – паразиты человека | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Работа с микропрепаратами 3. Просмотреть видеофильм и объяснить жизненный цикл простеших 4. Заполнить таблицу 5. Решение 4 ситуационных задач 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
12. | Плоские черви | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Работа с микропрепаратами 4. Просмотреть видеофильм и объяснить жизненный цикл плоских червей 5. Заполнить дидактическую таблицу по сосальщикам 5. Решение 4 ситуационных задач 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
13. | Круглые черви | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3. Работа с микропрепаратами 4. Просмотреть видеофильм объяснить жизненный цикл круглых червей 5. Решение 5 ситуационных задач. 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
14. | Членистоногие | 1. Подготовиться по основным вопросам темы 2. On-line тестирование 3.Работа с микропрепаратами 4. Заполнение дидактической таблицы 5. Решение 5 ситуационных задач 6. Выучить 3 термина из предложенных глоссариев на английском или втором языке. Смотреть приложение | ||||||||||
15. | Рубежный контроль | 1.On-line тестирвание2. Письменный ответ по билетам 3. Решение типовых и ситуационных задач | ||||||||||
Всего: | ||||||||||||
Методы оценки
Результат обучения | Метод преподавания | Метод оценки |
- будет способен схематично изобразить и описать структурную организацию эукариотических клеток, плазматической мембраны, ядра, мембранных и немембранных органоидов, структурную организацию хроматина, уровни компактизации генетического материала, строение хромосом, изменение генетического материала при прохождении периодов митотического цикла, мейозе - будет способен объяснить строение гена прокариот и эукариот, процессы репликации, транскрипций, трансляций, регуляции экспрессии генов, свойство раковых клеток; | -Практические занятия -Консультация | -Собеседование-Письменные задания (заполнение таблиц, схем, решение ситуационных задач, оформление альбомов)- on-line тестирование (MCQ) |
- будет способен определить нарушения числа и структуры хромосом при изучении кариотипа, идентифицировать хромосомы по денверской и парижской классификации. - будет способен отличать типы генных мутации, репарации, апоптоза; | -Работа в малых группах, элементы CBL | -Собеседование-Письменные задания (заполнение таблиц, схем, оформление альбомов)-Тестовые вопросы поMCQ |
- будет способен схематично изобразить и описать изменение генетического материала при прохождении периодов митотического цикла, мейозе; - будет способен рассчитать вероятность рождения больных и здоровых детей; - будет способен, определять видовую принадлежность паразитов человека, идентифицировать представителей имеющих медицинское значение. | -Практические занятия -Консультация | -Собеседование-Письменные задания (заполнение таблиц, схем, оформление альбомов) |
Вид контроля | Удельный вес оценки | Методы оценки | Сроки оценивания | |
Текущий | 40% ОРД | 60% ОИК | Собеседование (устный опрос по вопросам темы) – 50%Тестирование – 10%Оценка умения демонстрации практического навыка и /или выполнения практических работ на занятиях (по чек-листам)– 20%.Оценка выполнения заданий по СРО (оформление альбомов)– 20%. | По окончанию изучения темы. |
Рубежный контроль | 60% ОРД | Тестирование по MCQsСтудент допускается к рубежному контролю при посещении практических занятий и выполнении всех заданий СРО.При пропуске практических занятий 30% и более или не выполнении заданий СРО студент не допускается к рубежному контролю. | 4 рубежных контроля | |
Итоговый | 40% ОИК | Тестирование по MCQs. |
Список литературы
Обязательная:
1. Медицинская биология и генетика. Под ред. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004. 444 с.
2. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии. Алматы: Эверо, 2007. 208 с.
3. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003. 544 с.
Дополнительная:
1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. В 2-х томах. М.: Высшая школа, 2007.
2. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М: ИКЦ «Академкнига», 2006. 638 с.
Электронные источники:
1. Генетика и эволюция. Комплект из 6 СД: Менделеевские принципы наследственности,ДНК:молкула жизни, От ДРК к белку,Исследование генетики,генетическая инженерия,эволюция:. (Bioloqy Course.Gyber ed Plato Science. Genetics Specialisation 6 CD Set.)1999.2001.
Используемыесокращенияитермины:
ОMIM- Online Mendelian Inheritance in Man
ВПР – врожденные пороки развития
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
РНК - рибонуклеиновая кислота
АД – аутосомный доминантный
АР – аутосомный рецессивный
ХД – Х-сцепленный доминантный
ХР – Х-сцепленный рецессивный
МЦ- митотический цикл
ЦЗК –циклин зависимая киназа
Координатор дисциплины:
Таракова К.А., старший преподаватель, контакты: 8-707-4652944