Методологической схемой анализа речевого общения (вербальной коммуникации) является деятельностная детерминация общения и речи. В работах Л.С Выготского и А.Н. Леонтьева показано, что предметная деятельность является той активностью человека, в процессе которой происходит становление его психики, в том числе становление коммуникативной и языковой способностей. Языковая способность имеет сложную структуру, которая включает врожденные предпосылки к овладению системой языка и социальные предпосылки, позволяющие реализовать и развить эту способность в оптимальные возрастные сроки. Коммуникативная способность социально формируется в процессе взаимодействия людей, позволяет личности эффективно строить акт коммуникации, организуя речевое и неречевое поведение адекватно своим целям и задачам. Развитие языковой и коммуникативной способностей взаимосвязано: несформированность одной затрудняет развитие другой. Деятельностная детерминация общения может быть перенесена на анализ речевого поведения коммуникантов и позволяет связать его с процессами их социализации [80].
О.М. Казарцева, рассматривая речевое общение как мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию жизненной целевой установки и протекающий на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности, считает, что при формировании социально активной личности школьника речевое общение должно развиваться в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. У учащихся необходимо формировать«коммуникативную компетентность»,которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм общения, правил речевого поведения, усваиваемых во взаимодействии человека с социальной средой в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта [37].
И.А. Зимняя к важным психологическим характеристикам речевого общения относит: контактность; ориентированность; направленность; семиотическую специализацию; динамику; репрезентативность (субъектная представленность говорящего в тексте); полиинформативность (многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики; отражаются разные уровни) [32].
Основы изучения речевой деятельности были заложены в 30-е гг. в работах Л.С. Выготского и его учеников. Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, какслушание, говорение, чтение, письмо, которыерассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения. Речевая деятельность определяется единством двух сторон: внешней – исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это – потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность в частности. Речевая деятельность представляет собой словесное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также воспроизведение образа действия, которое требуется совершить (внутренняя речь) [88].
А.А. Леонтьев, рассматривая речевую деятельность как наиболее исследованный вид деятельности общения, представляет ее как последовательность следующих этапов или фаз:
а) система мотивов как система внеречевых факторов, образующих мотивацию речевого действия (первичная ориентировка в проблемной ситуации);
б) речевая (коммуникативная) интенция (у Л.С. Выготского – этап «мысли»), когда четко выделилась коммуникативная задача и происходит вторичная ориентировка в условиях этой задачи;
в) этап внутренней программы речевого действия (по Л.С. Выготскому – «опосредование мысли во внутреннем слове»), на котором происходит опосредование речевой интенции личностными смыслами, закрепленными в тех или иных субъективных кодовых единицах;
г) реализация внутренней программы в семантическом и грамматическом процессах, в процессе акустико-артикуляционной и моторной реализации программы (у Л.С. Выготского – опосредование мысли во «внешнем слове»);
д) звуковое осуществление высказывания [60].
Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания представляет собой способ формирования и формулирования мысли и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека. Речь является самым универсальным средством социальной коммуникации, особенно в ситуации диалога, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, если этому сопутствует высокая степень общности понимания ситуации участниками общения.
Речь реализуется с помощью языка, однако эти понятия не являются идентичными. Речь – это деятельность общения, а словесный язык (система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический) – одно из ее средств. Речь материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами – слухом, зрением и даже осязанием (тексты для слепых). Речь конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна (имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному и т. п.). Язык – это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык коллективен, безличностен, принадлежит его носителям, стабилен, медленно подвергается изменениям.
Видами речи являются:
1) по форме выражения мысли: внешняя (устная – монологическая и диалогическая; письменная) и внутренняя. Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. Это – живая речь, которая не только произносится, звучит, но, главное, создается в считанные секунды, вмомент говорения. В условиях устной речи, как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Для устной разговорной речи характерны меньшая лексическая точность, свобода словоупотребления, использование коротких словосочетаний и предложений, наличие речевых ошибок, заполнителей пауз и др.
Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Она наиболее развернута, рассчитана на более длительный срок, это наиболее произвольный вид речи, т. к. он тщательно продумывается, уточняется в ходе сочинения, внимательно редактируется. Идеальная письменная речь – это максимум понятности при минимуме слов.
Внутренняя речь – это речь без звука, скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя. Она ситуативна, сжата, предикативна.
2) по характеру взаимодействия участников общения устная речь может быть диалогической, монологической, полилогической. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников, происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего/слушающего. Диалогическая речь ситуативна, непроизвольна, реактивна (слова оказываются реакцией на высказывания других), мало организована, во многом непредсказуема. Полилог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия и др.), в которой участники видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Монолог – речь, обращенная к самому себе или другим, не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц). Монологическая речь всегда развернута, произвольна, заранее обдумана, спланирована в голове и на бумаге, социально востребована, от начала до конца запрограммирована во всех важных моментах (цель речи, основные понятия, раскрывающие тему, скрытые за ними явления, события, факты, конечный результат, который желательно получить в конце выступления).
3) разновидности монологической речи по обобщенному значению (функционально-смысловые типы речи): повествование (сообщение о действиях предмета, состояниях, процессах, событиях, развивающихся в определенной последовательности, передаваемое с помощью многообразной системы лексических и грамматических средств); описание (сообщение об одновременных признаках предмета с перечислением однородных компонентов, встречающееся в текстах различных стилей – научное, художественное, деловое описание); рассуждение (объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей, с обобщенным причинно-следственным значением, опи-рающимся на умозаключение); оценка (передача субъективного плана речи, выражение отношения к чему-либо, мнения о чем-либо; выражение отношения к кому-либо – речевой этикет).
4) разновидности речи по функциональному назначению: разговорный, научный, научно-популярный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи [7].
Речь, являясь сложной многоуровневой психической деятельностью, включает операции восприятия и порождения речевого высказывания. По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные (слушание, чтение), и продуктивные (говорение, письмо). Посредством рецептивных видов человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов речевой деятельности человек осуществляет сообщения. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками.
Единицей деятельности говорения является речевое действие, в реализации которого выделяются следующие этапы: подготовка высказывания; структурирование высказывания во внутреннем плане; переход к внешней речи. Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), речевое сообщение, результатом является ответное действие участника речевого общения (например, ученики слушают (или не слушают) учителя; одобрение или неодобрение учителем высказываний учеников и т. д.). Говорящий должен ориентироваться на интеллектуальный уровень слушателя, знание культуры и средства выражения.
Одним из необходимых условий речевого общения является обратная связь (процесс непрерывного получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий и о том, как на него действует собеседник), которая наиболее полно осуществляется в диалоге.
Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии: 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи; 2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм; 3) понимание общего плана высказывания; 4) понимание замыслов и мотивов высказывания; 5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.); 6) понимание выбора формы и языковых средств. Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, второй без первого – нет. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания [17].
Вербальная коммуникация предполагает понимание контекста общения, наличие коммуникативно-познавательных умений и перцептивной готовности, определенных навыков и нравственных установок к адекватному воспроизведению и преобразованию смысловой информации и др. Особенности речевого общения играют важную роль в процессе социокоммуникативной совместимости, в устранении коммуникативных барьеров между субъектами общения. Успешность социокоммуникативной совместимости зависит от реализации знаний, мотивов, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов; степени владения коммуникативными умениями и навыками субъектов социальной коммуникации; условий, в которых развивается реальный социальный диалог (В.И. Немчина).
Речевые действия и связанные с ними коммуникативные умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами: а) созданием (порождением) высказывания, устного или письменного, т. е. с процессами говорения или письма; б) восприятием речи, т. е. со слушанием и чтением.
Примерным перечнем умений, обеспечивающих создание высказываний, по М.С. Соловейчик, являются:
1. Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать общее коммуникативное намерение или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (говорю или пишу, чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести).
2. Умение планировать высказывание, т. е. намечать ход развития основной мысли, микротемы, их последовательность; ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр; общие требования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра.
3. Умение создавать высказывание, устное или письменное, т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра; распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них; выбирая языковые средства; формулируя каждую мысль; конструируя предложения с учетом замысла и логики развития, стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи.
4. Умение осуществлять контроль за речью, то есть оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям культуры речи и речевому поведению; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.); совершенствовать высказывание по ходу его создания или после (цит. по: [37, с.33-34]).
В обобщенном виде процесс говорения обеспечивают такие речевые умения и навыки, как: навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи; умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями; умение строить грамматически правильные высказывания; умение применять разные виды высказываний в соответствии с коммуникативным намерением, условиями и целями сообщения.
Слушание ( аудирование) представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов: 1) первичный анализ звукового сигнала и его «механическая» обработка, в процессе которой осуществляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы». Здесь важную роль играет слуховая способность человека, 2) смысловая интерпретация, когда происходит лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, то есть понимание. Для обозначения указанных действий в русском языке, как и в других языках, существует два глагола – слушать, то есть правильно воспринимать информацию и понимать услышанное, и слышать, то есть обладать слуховой способностью.
Умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% – на говорение, 10% - на письмо. Эффективность процесса слушания зависит от о бъективных факторов (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении) и с убъективных факторов (пол слушателя, тип нервной системы, темперамент человека, интеллектуальные способности и др.).
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховой способности; внимательности; способности к пониманию; способности к запоминанию. Потому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей [17].
К умениям, обеспечивающим восприятие высказываний, М.С. Соловейчик, относит:
1. Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения:
а) осознавать свое коммуникативное намерение (есть ли желание вступать в активное общение или нет);
б) по отдельным признакам (заглавию, началу, внешним приметам) предполагать предмет речи, общий характер речевого произведения.
2. Умение планировать дальнейшие речевые действия: уточнять задачу восприятия (предельно полно «вычерпать» информацию или взять ее частично; подготовиться к возражению или творческому развитию мысли; поддержать собеседника или продумать способ воздействия на него и др.).
3. Умение проникать в смысл высказывания:
а) умение понимать значение слов, форм слов, конструкций, интонации, мимики, жестов;
б) умение реагировать на эти сигналы текста и собеседника;
в) умение анализироват ь состав микротем и формулировать общую тему высказывания;
г) умение определять логику развития мысли автора речи и его основную мысль, прямо сформулированную в тексте, раскрывать мысль, не сформулированную прямо в тексте (подтекст);
д) умение чувствоват ь общую тональность высказывания, отношение говорящего к предмету речи.
4. Умение осуществлять самоконтроль за восприятием речи: осознавать степень понимания высказывания; оценивать соответствие внутренней установке и задаче восприятия; пользоваться приемами совершенствования понимания текста (цит. по: [37, с. 32-33]).
Самоконтроль, внимание к своей речи – важнейшее условие взаимопонимания между говорящим и слушающим: здесь важны повторы, перефразировка сказанного, паузы, замедление темпа речи, повышение голоса и т. д., адекватное использование невербальных средств общения. Обязательными условиями успешного общения являются: заинтересованность собеседников в общении; настроенность на мир адресата; умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего; знание говорящим норм этикетного речевого общения; способность собеседников выполнить требования ситуативного речевого поведения; умение прогнозировать направленность диалога или полилога и др.
Поэтому центральным понятием коммуникативного взаимодействия, успешности речевого общения является понятие коммуникативной компетенции, позволяющей соотнести уместность речи с замыслом говорящего, выразить собственное осмысление и индивидуальное представление информации. Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Так, владеющий этими нормами, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик, ответное сопереживание), умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения [53].