Эффективность правового воспитания в современной России.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Правовое воспитание в широком смысле - правовая социализация человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере.
Правовое воспитание в узком смысле – отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое воспитание есть систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм
Правовое воспитаниепредставляет собой систему, состоящую из следующих элементов:
- субъекты воспитания: государство и его органы, должностные лица, общественные организации;
- объекты воспитания: отдельные индивиды, группы населения;
- содержание воспитания: передача воспитуемым юридического опыта общества;
- формы и методы правового воспитания.
К основным организационным формам правового воспитания относят правовое обучение, правовое просвещение и правовую пропаганду.
- Правовое обучение — непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Правовое воспитание очень тесно связано с правовым обучением. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
2. Правовое просвещение и правовая пропаганда могут быть устными (лекции, беседы, встречи с юристами) и печатными (газеты, книги, плакаты и т.п.). а) печать; б) радиовещание; в) кино; г) телевизионное вещание; д) литературу; е) искусство; ж) средства наглядной пропаганды и агитации. 2) информирование о праве (информационный); формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный)
Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса.
Методы правового воспитания — это приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых - убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и другие методы.
Пути правового Воспитания. В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания:
1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;
2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;
4. самовоспитание;
5. выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
6. осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
7. создание общедоступных компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”, ”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение правовой информации через Интернет.