Острый период, или период дезадаптации, – более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.
Подострый период, или собственно адаптация, – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов.
Период компенсации, или адаптированности к новым условиям, – все перечисленные показатели нормализуются, т.е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его.
По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.
Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7–10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15–20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает. Легкая адаптация наблюдается в основном у детей моложе 8–9 месяцев или старше 1,5 лет, с благополучным анамнезом и хорошим исходным состоянием здоровья.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20–30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20–40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение одного месяца; значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30–35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений. Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-воспитательной работе в детском учреждении.
Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития. Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до 1,5 лет жизни, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.
Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации детей, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30–40 мин); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен. Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние длительно нарушено, нередко ребенок плачет в течение всего периода бодрствования либо состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Поведение улучшается медленно, периоды улучшения неустойчивы, возможны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры на 1–2 квартала. Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше 1,5 лет жизни при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы).