Российская международная академия туризма
«СОГЛАСОВАНО» «Утверждаю»
Проректор по учебно-методической работе Председатель приёмной комиссии
_________________Н.Н.Лагусева ________________Е.Н. Трофимов
«___»____________2017г. «___»______________2017г.
ПРОГРАММА
Вступительного испытания по дисциплине «Менеджмент»
Для поступающих по образовательным программам магистратуры
«Утверждено»
На заседании кафедры
Менеджмента и маркетинга
«____»_____________2017 г..
Зав. кафедрой _______ Шпилько С.П..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступительные испытания при приеме в Академию проводятся с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы.
Вступительные испытания по обществознанию предполагают также наличие у абитуриента умений:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять отбор по заданной теме информации, представленной в различных видах (схема, таблица, диаграмма) и оригинальных текстах (правовых, научно-популярных, публицистических и др.);
- систематизировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Данная программа имеют целью оказать помощь абитуриентам в подготовке к вступительным испытаниям (экзаменам) в Академию.
Основные темы, вопросы и образцы различных заданий изложены в программах таким образом, чтобы абитуриент имел более четкое представление о предъявляемых на экзаменах требованиях, характере, объеме и сложностях каждого предмета, по которому ему предстоит пройти экзаменационное испытание.
Работа с предлагаемыми в сборнике материалами дает абитуриенту возможность более целенаправленно и углубленно подготовиться к успешной сдаче вступительных испытаний в Академию.
Содержание тем программы
Раздел I Базовые понятия менеджмента туризма
Тема 1.1 Менеджмент: сущность, принципы, функции, методы
Содержание термина «Менеджмент». Принципы и функции управления. Объекты управления. Общие сведения о методах управления. Характерные черты менеджера.
Тема 1.2 Туризм как объект управления
Управление социально-экономическими процессами в организации. Основные понятия и управленческие категории туризма. Менеджмент туризма как вид организационно-управленческой деятельности. Особенности туризма как объекта управления.
Тема 1.3 Специализации менеджмента туризма
Менеджмент туроперейтинга. Менеджмент турагентства. Финансовый менеджмент. Правовой менеджмент в туризме.
Раздел П История менеджмента
Тема 2.1 Исторические тенденции развития менеджмента
Хронология радикальных переходов от одного качественного состояния менеджмента к другому. Содержание основных этапов развития менеджмента.
Тема 2.2 Древний и средневековый периоды развития менеджмента
Управление древними рабовладельческими государствами. Шумер и Аккада. Вавилония Египет. Система управления Хаммураппи и Навуходоносора.
Управление древним демократическим государством. Греция. Философские системы управления Платона и Аристотеля. Управление Римской империей. Теория практического управления. Н. Макиавелии. Система ценностей и мотивы поведения людей. Принципы управления. Слагаемые успеха руководителей.
Тема 2.3 Индустриальный период развития менеджмента
Индустриальный период развития экономики: общие сведения. Научно
- техническая революция в Англии, Франции, Германии, США. Формирование акционерного капитала. Переход от мануфактуры к фабрично
- заводскому производству. Рост производительности труда. Предпосылки возникновения науки об управлении.
Тема 2.4 Школа научного управления
Школа научного управления: сущность, основные принципы. Система управления Ф.У. Тейлора и ее элементы: научная организация труда, функциональное администрирование. Рестрикционизм. Концепция достигающего рабочего и достигающего руководителя.
Тема 2.5 Классическая (административная)
Объективные причины возникновения классической школы менеджмента. Концепция А. Файоля о двух организмах предприятия. Функции менеджмента (группы операций управленческой деятельности) и их взаимосвязанность. Содержание административной функции о Файолю. Принципы управления. Развитие концепций А. Файоля.
Тема 2.6 Школа психологии и человеческих отношений
Основные концепции. Новый стиль управления Р. Оуена. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо и их результаты. Пирамида потребностей А.Маслоу и теории Д.Макгрегора. Неформальные группы в формальных организациях и их роль. Принципы управления.
Тема 2.7 Школа науки управления (количественная школа)
Главные направления школы. Методологические подходы: системный, процессный, ситуационный. Задачи управления, решаемые на основе использования математических моделей и технических средств. Системный анализ: сущность, возможность, цель.
Тема 2.8 Национальные модели современного менеджмента.
Американский менеджмент. Японский менеджмент. Шведский менеджмент. Немецкий менеджмент. Российский менеджмент.
Тема 2.9 Развитие менеджмента в России и СССР
Уровень организации производства в России в начале XX века. Легимитизация идей Ф.Тейлора. Работы по научному управлению отечественных ученых А.Гастиева, А.Чайнова, Н.Кондратьева, О.Ерманского, А.Богданова. А.Ф.Журавского. Социальная инженерия и практика нововведений.