Закаливающее дыхание
Попробуем с носиком
а) «Найди и покажи носик». Ребенок удобно усаживается и показывает свой носик взрослому.
б) «Помоги носику собраться на «прогулку». Ребенок берет носовой платок и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет». Взрослый предлагает ребенку крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
г) «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцам.
е) «Носик поет песенку». На вдохе малыш постукивает указательными пальцами по крыльям носа и поет «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делает как бы растирание.
з) «Носик возвращается домой». Ребенок убирает платок. Показывает взрослому, что его носик вернулся.
Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, сынок (дружок),
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Маме (папе) …. Покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик – баловник,
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук.
Поиграем с ручками.
Ребенок растирает ладони до приятного тепла.
а) Большим и указательным пальцами одной руки массажируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массажируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на «замок» и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
е) Ребенок стряхивает руки, расслабляет их и отдыхает.
Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Эй, малыш, скорей ко мне. Что стоишь там в стороне?
А ну скорей лови кураж и начинай игру – массаж.
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», плечи мягко разомну.
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, пусть бегут как зайчики.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, отдыхать теперь пора.
Поиграем с ушками
а) «Найдем и покажем ушки». Ребенок находит свои ушки, показывает их взрослому.
б) «Похлопаем ушками». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потяни ушки». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутили козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
е) Ребенок расслабляется и слушает тишину.
Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок и садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот как хлопаем ушами.
А сейчас потянем вниз, ушко, ты не отвались.
А потом, а потом, раскрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра!
А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на!
Закаливающий массаж подошв
«Поиграем с ножками»
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом. (1,2 капли на ладошку).
в) Одной рукой, образуя «вилку», из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
г) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
д) Погладить стопу граблеобразными движениями руки по направлению к пальцам.
е) Похлопать подошву ладонью.
ж) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
з) Покатать ногами (подошвами) палку, не сильно нажимая на нее.
и) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
к) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
л) Посидеть спокойно расслабившись.
Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки устали.
Сядем с мамой (папой) отдохнем, и массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина, смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна. Это помните всегда!
Разминка тоже обязательна, выполняй ее старательно.
Растирай, старайся и не отвлекайся.
По подошве, как граблями, проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно, это нам давно понятно.
Рук своих ты не жалей, и по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они, потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна, без нее мы ни куда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй, ну, активнее давай!
Вот работа, так работа, палочку катать охота.
Веселее ты катай, да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем, хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть.
Скажем мы «Спасибо!» ноженькам своим.
Будем их беречь мы и всегда любить.