Методические рекомендации по подготовке к экзамену по
МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
2 курс заочное отделение
Преподаватели Тиранова Н.Л., Шарова Е.В.
Здоровье и факторы его определяющие. Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Составляющие компоненты здорового образа жизни, их характеристика.
Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Здоровый образ жизни - совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.
Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.
Функция здоровья - здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости.
Составляющие здоровья
Физическое здоровье - естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания умственной и физической работы.
Духовное (психическое) здоровье зависит от:
1 отношения к окружающему миру;
2 ориентации в этом мире;
3 от умения определять своё положение в обществе;
4 от своего отношения к людям и вещам.
Индивидуальное здоровье (здоровье каждого человека в отдельности) обуславливается:
Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.
Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей, его показатели:
1 общая смертность;
2 средняя продолжительность жизни;
3 детская смертность.
На общественное здоровье влияют:
Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Составляющие З.О.Ж.:
1) умеренное и сбалансированное питание;
2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;
3) достаточная двигательная активность;
4) закаливание организма;
5) личная гигиена;
6) грамотное экологическое поведение;
7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;
8) сексуальное воспитание;
9) отказ от вредных привычек;
10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.
Направление работы по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни.
Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
Системный подход.
• Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
• Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ и родителей.
Деятельностный подход.
Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3. Принцип «Не навреди»!
Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
4. Принцип гуманизма.
В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
3. Медицинские критерии здоровья. Группы здоровья детей.
Медицинские критерии здоровья:
1. Наличие или отсутствие хронических болезней
2. Функциональное состояние основных систем (дыхательная, С.-С. и т.д.)
3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (резистентность и реактивность)
4. Особенности физического и нервно-психического развития, степень его гармоничности.
Группы здоровья детей:
I группа – здоровые дети.
II группа – здоровые, с морфофункциональными отклонениями.
III группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации.
IV группа - больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.
V группа - больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации.
Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения. Физиологические механизмы и формы адаптации, адаптация и здоровье.
Адаптация (лат.adaptatio – приспособление) - приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде.
Адаптация:
1. физиологическая (пассивная)
2. гигиеническая (активная)
При поступлении в детский сад у ребенка меняются все основные параметры среды:
1. Материальная обстановка
2. Встреча с незнакомыми взрослыми
3. Большое число сверстников
4. Несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в ДОУ
Типы адаптации детей в ДО:
1. Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно:
- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
- ориентировочная деятельность (20 дней),
- речевая активность (30-40 дней),
- эмоциональное состояние (30 дней),
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
- взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается
- функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более.
Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Тяжёлая адаптация проявляется в повторных заболевания или нарушениях эмоциональной сферы.
Факторы, влияющие на тяжесть адаптации:
1. Состояние здоровья и уровень развития.
2. Возраст ребенка
3. Факторы риска биологического и социального анамнеза
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане.
Хронические неинфекционные заболевания и основные нарушения обмена веществ. Гипотрофия: этиология, клиника профилактика. Значения гимнастики и массажа для профилактики гипотрофии.
Гипотрофия - хроническое расстройство питания, обусловленное недостаточным поступлением в организм питательных веществ или нарушением их усвоения и характеризующееся снижением массы тела.
Встречается преимущественно у детей до 2 лет, чаще первого года жизни. По времени возникновения делятся на врожденные и приобретенные.
Врожденные гипотрофии могут быть обусловлены патологическим течением беременности, сопровождающимся нарушением кровообращения в плаценте, внутриутробным инфицированием плода; заболеваниями самой беременной, неправильным ее питанием, курением и употреблением алкоголя, возрастом (моложе 18 или старше 30 лет), воздействием производственных вредностей.
Приобретенная гипотрофия может быть вызвана недокармливанием, затруднением сосания; недостаточным количеством молочной смеси при искусственном вскармливании, качественно неполноценным питанием и т.д.
Симптомы и течение. Зависят от выраженности гипотрофии. В связи с этим различают гипотрофию I, II и III степени.
I степень: толщина подкожной клетчатки снижается на всех участках тела, кроме лица. В первую очередь истончается на животе. Дефицит массы составляет 11- 20 %. Прибавка в весе замедляется, рост и нервно-психическое развитие соответствуют возрасту. Самочувствие обычно удовлетворительное, иногда отмечается расстройство аппетита, сна. Кожа бледная, тонус мышц и эластичность тканей немного ниже нормы, стул и мочеиспускание обычные.
II степень: подкожная клетчатка на груди и животе почти исчезает, на лице значительно истончается. Ребенок отстает в росте и нервно-психическом развитии. Нарастает слабость, раздражительность, значительно ухудшается аппетит, падает подвижность. Кожа бледная с сероватым оттенком, тонус мышц и эластичность тканей резко снижены. Нередко имеются признаки витаминной недостаточности, рахита, дети легко перегреваются или переохлаждаются.
III степень: наблюдается в основном у детей первых 6 месяцев жизни и характерна резким истощением. Подкожная клетчатка исчезает на всех участках тела, иногда сохраняется очень тонкий слой на щеках. Дефицит массы превышает 30 %. Рост и нервно-психическое развитие подавлены, нарастает вялость, замедлены реакции на различные раздражители (свет, звук, боль). Лицо морщинистое, "старческое". Глазные яблоки и большой родничок западают.
Кожа бледно-серого цвета, сухая, кожная складка не расправляется. Слизистые оболочки сухие, ярко-красного цвета; эластичность тканей почти утрачена. Дыхание ослаблено, иногда возникают его нарушения. Ритм сердечных сокращений урежен, артериальное давление снижено; живот втянут или вздут, отмечаются запоры, изменение характера стула.
Лечение гипотрофии
Проводится с учетом причины, вызвавшей гипотрофию, а также ее степени. При 1 степени - амбулаторное, при 2 и 3 степенях - в стационаре. Основные принципы - устранение причины гипотрофии, правильное питание и уход за ребенком, лечение возникающих при этом заболеваний нарушений обмена веществ, инфекционных осложнений.
Прогноз при гипотрофии 1 степени благоприятный, при 3 степени –смертность составляет 30-50 %.
Рахит: этиология, ранние симптомы заболевания. Влияние рахита на жизнедеятельность всего организма. Последствия рахита. Дородовая профилактика рахита. Роль правильного вскармливания, свежего воздуха, гимнастики, массажа в лечении и профилактике рахита.
Рахит - это болезнь, которая была известна ещё в древние времена. Даже сейчас рахит - довольно распространенное заболевание. Им болеют от 20 до 60% российских детей. Особенно это касается живущих в северных районах и крупных загазованных городах - сельские дети и южане болеют меньше.
Рахит - это нарушения, возникающие в организме быстpоpастущего маленького ребенка, затрагивающие в первую очередь костную и нервную системы, а во вторую - все остальные органы и системы ребенка. Речь идет о так называемом "истинном pахите" или витамин-D-зависимом, витамин-D-дефицитном рахите.
Нехватка витамина D, или D-авитаминоз, у детей проявляется в виде рахита, у пожилых – в виде остеопороза и остеомиляции. Особенно широко распространена недостаточность витамина D среди детей раннего возраста.
Начальные симптомы рахита связаны с поражением нервной системы (нарушение сна, раздражительность, потливость).
При дальнейшем развитии заболевания в процесс вовлекается костная ткань (задержка прорезывания зубов и закрытия родничка, размягчение и последующая деформация костей позвоночника, ребер, нижних конечностей), скелетная мускулатура (мышечная гипотония, слабость), а при тяжелых случаях – и внутренние органы (печень, селезенка и др.).
Если он стал хронически раздражителен, плаксив (плачет даже без видимых причин), плохо спит, постоянно просыпается и обильно потеет. Потливость может быть настолько сильной, что во сне вокpуг головы pебенка обpазуется влажное пятно (так называемый "симптом мокpой подушки"). Сам по себе липкий пот вызывает pаздpажение кожи, а пpоцесс потения - беспокойство малыша. Отсюда и "вытиpание" волос в области затылка пpи частых повоpотах головы в кpоватке.
Далее начинается деформация костей, атрофия мышц, появляется "лягушачий живот". В наиболее тяжелых случаях, которые, к счастью, редки, может сформироваться голова квадратной формы и так называемый "олимпийский лоб", разболтанность суставов (эффект "гуттаперчевого ребенка").
Лечение рахита
Будущая мама должна каждый день и в любую погоду гулять минимум два часа. Есть специальные средства, предназначенные для женщин во время беременности и кормления грудью, способные предупредить нарушения фосфорно-кальциевого обмена у матери и ребенка.
Наилучшей профилактикой рахита для новорожденного является грудное вскармливание. Доношенному ребенку на грудном вскармливании, классически прибавляющему в весе и не имеющему начальных признаков рахита, специально пить витамин Д не требуется.
А вот после того как ребенка отняли от груди, необходимо в осенне-зимне-весенний период давать ему профилактическую дозу витамина D. Кстати, давать ребенку витамин D нужно крайне аккуратно, поскольку передозировка ведет к отравлению ребенка. Признаками отравления могут быть резкое снижение аппетита, тошнота и рвота, реже - уменьшение мочеиспускания и запор.
Витамин D содержится, в основном, в животных продуктах - им богаты печень рыб, молочные жиры, яйца, икра, жирные сорта рыбы.
- Железодефицитная анемия: этиология, клиника, диагностика. Роль правильного питания и физического воспитания в лечении и профилактике рахита.
Анемия (малокровие), состояние, при котором в крови снижено содержание функционально полноценных красных клеток (эритроцитов).
Развивается вследствие разнообразных причин, сопутствует множеству заболеваний и зачастую является лишь их симптомом.
Анемия возникает во все периоды жизни человека не только при различных заболеваниях. Развитие анемии может быть связано с гормональными нарушениями, характером питания, заболеваниями пищеварительного тракта, печени, почек, нарушением всасывания, аутоиммунными состояниями, оперативным вмешательством и другими факторами. Нередко анемия является самостоятельным или сопутствующим симптомом многих внутренних заболеваний, инфекционных и онкологических болезней.