Специальный курс «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»
Самостоятельная работа в рамках подготовки к семинару включает:
1. написание реферата по теме раздела;
2. устный доклад с презентацией по теме раздела.
План
Семинар №1
Человека (Дарбекова Рассия, Хоу Цзиньсю)
Общие закономерности роста, развития человеческого организма. Соотношения роли факторов наследственности и среды в этих процессах. Современные представления возрастной периодизации жизненного пути человека
1. Рост и развитие как единый процесс жизнедеятельности организма. Количественные и качественные изменения, происходящих в организме человека в течении жизни.
2. Онтогенетические теории (теория функциональных систем П К. Анохина; теория И. А. Аршавского, теория А. А. Маркосяна и др.). Закономерности онтогенетического развития. Неравномерность и непрерывность роста и развития. Гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем. Повышение уровня сложности организма и взаимодействия всех его систем. Возможные нарушения, факторы, профилактика.
3. Наследственность и развитие. Понятие генофонда.
4. Влияние факторов внешней среды на развитие. Методы составления эколого-физиологических характеристик влияющих на развитие населения на данной территории. Эколого-физиологические исследования человека. Явление гетерозиса.
5. Проблемы наркомании, алкоголизма, токсикомании в аспекте развития детей и подростков, вопросы связанные с их профилактикой.
6. Проблема преждевременного (раннего) старения из-за негативных факторов внешней среды и социальной среды.
7. Организм человека в пору зрелости, в стадии инволюции.
Семинар №2
Человек (Бунтов Максим)
Онтогенез кожных покровов. Гигиена и профилактика кожных заболеваний. Физиология закаливания.
- Развитие кожных покровов и
- Онтогенетические особенности строения и физиологии кожных покровов.
- Гигиена кожных покровов в онтогенезе и профилактика кожных заболеваний
- Часто встречающиеся болезни кожных покровов в зависимости от возрастных периодов, возрастные физиологические особенности и частота заболеваемости.
Семинар №3
Человек (Разумова Екатерина)
Онтогенез опорно-двигательного аппарата. Гигиена опорно-двигательного аппарата, профилактика нарушений.
- Онтогенетические особенности развития опорно-двигательного аппарата.
- Утомление и переутомление у людей разного возраста, его предупреждение. Факторы, способствующие утомлению человека. Оптимальные виды деятельности для каждого возрастного периода в зависимости от состояния опорно-двигательного аппарата и его регуляции.
- Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования развития и качества жизни человека.
- Развитие двигательной активности и координации движений. Значение занятий спортом. Особенности возрастных изменений спортсменов из-за чрезмерных физических нагрузок (детский, юнощеский, средний, пожилой возраста)
- Физическое развитие и акселерация.
Семинар №4
Человека (Бутова Ксения, Гужиян Ульяна)
Онтогенез системы крови и кровообращения. Врожденные и приобретенные нарушения кроветворения и кровообращения.
Возрастные особенности иммунной системы. Здоровое детство, проблемы и пути их решения.
- Онтогенетические особенности системы крови и кровообращения.
- Заболевания сердечно-сосудистой системы в разные возрастные периоды.
- Пороки развития сердечно-сосудистой системы в раннем онтогенезе.
- Инфаркт миокарда – основная причина смертности населения в мире.
- Иммунитет. Развитие иммунитета и особенности работы иммунной системы в онтогенезе. Инволюция органов иммунной системы. Виды иммунитета. Венерические болезни как социальная проблема (возрастной аспект).
- Состояние здоровья детей и подростков. Группы здоровья. Работоспособность больных детей.
- Учет состояния здоровья детей в учебном процессе.
- Детские инфекционные заболевания, их профилактика.
- Болезненный ребенок, хорошо или плохо? Изоляция детей от источников инфицирования и ее отдаленные последствия на более поздних этапах онтогенеза.
Семинар №5
Человека (Валерия Нефёдова, Адамова Оксана)
Онтогенез нервной системы. Возрастные особенности ВНД. Основные механизмы сбора и обработки внешней и внутренней сенсорной информации. Функциональное созревание коры и подкорковых структур в различные возрастные периоды.
- Значение органов чувств для развития.
- Виды анализаторов, и развитие, возможные нарушения и заболевания, профилактика. Основные функциональные особенности, классификация.
- ВНД под влиянием различных факторов. Стресс, механизм, особенности возрастные.
- Физиологические механизмы мотиваций, значение; физиологические механизмы памяти. Особенности в онтогенезе.
- Физиологические механизмы эмоций и развитие в постнатальном онтогенезе.
- Физиологические основы речи, развитие речи.
- Две сигнальные системы действительности человека, значение.
- Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и динамический стереотип.
- Возрастные особенности координации нервных процессов. Координация нервных процессов. (Иррадиация, индукция, доминанта нервных процессов).
- Биоритмы, их роль, виды. Дисинхроз.
- Физиологические механизмы сна и сновидений.
Семинар №6
человека (Борыгина Виктория, Монгуш Хенче)