ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ




ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №2

ТЕМА: ОСНОВЫПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ

Основные вопросы:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Достижение высоких спортивных результатов в спортивном туризме воз­можно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса:

> обеспечения всестороннего физического развития;

> воспитания высоких моральных качеств;

> овладения туристской техникой и тактикой;

> приобретения необходимых знаний по основам теории, методи­ки и организации физического воспитания и спортивной тренировки;

> совершенствования спортивного мастерства.

Эти задачи нужно решать комплексно на всех учебно-тренировочных заня­тиях. Они обязательны для всех туристов-спортсменов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям, как на «маршрутах» так и на «дистан­циях».

 

Методы обучения и воспитания

Туристская подготовка представляет собой процесс формирования знаний, умений, навыков (ЗУН), необходимых для занятий спортивным туризмом и со­вершенствования в этом виде спорта. По своей сути - это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований на «дистанциях».

Туристская подготовка может рассматриваться как многолетний процесс спор­тивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответ­ствии с периодизацией тренировочного процесс. Термин «подготовка туриста» частично совпадает с термином «тренировка туриста», однако является понятием более общим, так как включает в себя тренировку как основное средство подго­товки туриста, и целый ряд дополняющих её факторов. По существу, это педаго­гический процесс, в котором используются различные методы воспитания и обу­чения (Рис. 1 и 2).


 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа спортивных тренировок. Каждая тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систе­матичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаимосвяза­ны, и только применение их в неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.

Принцип научности означает обоснованность элементов тренировки и всего тренировочного цикла в целом. Примером научного подхода к обучению приемам техники страховки туристов является теоретический расчет силы рывка и демонстрация его последствий при различной технике страховки.

Принцип всесторонности означает повышение уровня всестороннего раз­вития - главного условия роста высокой работоспособности. При всесторонней подготовке у спортсмена вырабатывается множество двигательных навыков, ко­торые обеспечивают развитие физических качеств, необходимых для выполне­ния специальных приемов техники и тактики туризма. Всесторонняя спортивная подготовка предусматривает гармоничное физическое развитие и совершенство­вание морально-волевых качеств. Физическая и техническая подготовки неотде­лимы от развития морально-волевых качеств - это единый взаимообратный про­цесс. Примером всестороннего развития могут служить спортсмены, которые яв­ляются лидерами в соревнованиях по разным видам спортивного туризма. В то же время всестороннее и гармоничное развитие особенно необходимо новичкам. Тренировки начинающих туристов не должны носить узкоспециальный харак­тер, поскольку для них самое главное - получить хорошую физическую подго­товку и на ее основе совершенствовать свое спортивное мастерство.

Принцип сознательности и активности - это понимание целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировоч­ного процесса туристов. Если физические упражнения и технические приемы вы­полняются туристами с увлечением, разумной активностью, пониманием пользы от этих занятий, то усвоение материала будет более глубоким. Умение трениро­ваться самостоятельно и активно, с чувством личной ответственности необходи­мо каждому туристу. Принцип сознательности особенно важен при выполнении приемов, связанных с техникой страховки. Например, технический прием стра­ховки веревкой с использованием трения через карабин или выступ нельзя осваи­вать механически, поскольку для выполнения приема требуются разные углы охвата веревкой. Таких приемов в туристской технике много, поэтому здесь важ­на роль принципа сознательности в тренировках. На тренировках все туристы получают задание от тренера, однако контролировать действия, самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки должен научиться каждый.

Принцип повторности и систематичности предусматривает закрепле­ние и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок на протя­жении недели, месяца, года, многих лет. Тренировки при этом должны прово­диться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от из­вестного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно сказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность, и теряются приобретенные навыки. Особенно быстро забываются наиболее сложные элементы техники страховки и скалолазания. Поэтому в системе физического воспитания есть об­щее правило подтверждения спортивных разрядов.

Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принци­пы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала кажутся невыполнимыми, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарас­тание нагрузки в период тренировки, увеличение объема и интенсивности вы­полняемой работы, постепенное усложнение задач и действий - все эти положе­ния основаны на принципе постепенности.

Органы и системы организма на тренировках включаются в усиленную ра­боту не сразу, поэтому на каждом занятии необходимо предусматривать размин­ку. Весь тренировочный процесс должен строиться с учетом постепенного повы­шения нагрузок, достигается это за счет ступенчатого перехода от одного цикла занятий к другому. В одном тренировочном цикле (недельном, месячном или го­довом) сохраняются примерно одинаковые уровни средней интенсивности и про­должительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются. Принцип по­степенности учитывается не только в процессе подготовки к соревнованиям, но и на соревнованиях. Судейская коллегия соревнований на лучший туристский по­ход учитывает постепенный набор трудностей в путешествиях. Так, команда ту­ристов получает штрафные баллы за построение маршрута, начавшегося с пре­дельных технических сложностей и физических нагрузок.

Принцип доступности показывает зависимость системы тренировочных занятий от подготовленности участников. Он тесно связан с принципами систе­матичности и постепенности. Если какой-нибудь прием выполняется большинством туристов бессознательно, с грубыми ошибками, а некоторыми во­обще не выполняется из-за трудности, значит, этот прием в данное время занима­ющимся недоступен. Трудно, например, освоить подъём по вертикальным пери­лам, если спортсмен плохо подготовлен физически.

Принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией дает наилуч­шие результаты в тренировочном процессе туристских команд. Спортивный ту­ризм - коллективный вид спорта, но команда состоит из разных людей. Каждый спортсмен имеет свои особенности физического развития и технической подго­товленности, условия труда, отдыха, питания и др. Учет этих индивидуальных особенностей необходим при коллективных тренировках. Индивидуальные осо­бенности выявляются на основании собеседований, тестов и контрольных упраж­нений на силу, быстроту, выносливость, технику и др. При построении трениро­вочного процесса и планировании тренировок индивидуальные особенности чле­нов команды следует учитывать путем определенной дозировки нагрузок.

Принцип наглядности заключается в том, что тренер не только объясняет, как выполнить тот или иной прием, но и показывает его выполнение в целом и по частям сам или просит сделать это обученного данному приему спортсмена. С успехом можно использовать для наглядности фотографический материал и ки­ноленты, плакаты и рисунки. Наглядность повышает качество и быстроту обучения. Принцип наглядности необходимо использовать на всех этапах тренировоч­ного процесса. В начале обучения - показ приема, выполненного в совершенстве; далее - показ приема в том виде, как его делают туристы на тренировках; после выявления и исправления ошибок - сравнительный анализ различных особенно­стей выполнения приема. Важно спортсмену говорить, как надо выполнять дан­ный технический приём, а не указывать на его ошибки. Все это можно сделать с помощью технических средств, однако сила примера оказывает гораздо большее влияние. Недостаточно опытный турист равняется, прежде всего, на своих хоро­шо подготовленных товарищей, в чем и заключается особенность коллективных тренировок.

Принцип прочности определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической и технической подготовленности. Психологи различают 4 уровня усвоения заданного материала. Первый уровень (знакомства) характери­зуется умением узнавать изученный объект среди остальных, выбирать его из со­вокупности объектов; второй уровень (репродукции) - умением воспроизводить изученный материал, но не выходя при этом за рамки заученных сведений; тре­тий уровень (умения) - умением решать практические задачи по изученному ма­териалу, применять известные общие методы в конкретных условиях; и, наконец, четвертый уровень (творчества) характеризуется умением создавать новые под­ходы и методы решения проблем в своей сфере деятельности. Устойчивость 3-го уровня - необходимое требование к туристам-спортсменам. Четвертый уровень достигается спортивным совершенствованием. Он свидетельствует о высоком туристском мастерстве.

Устойчивость уровней физической и технической подготовленности дости­гается правильным планированием и проведением тренировок. При этом нужно учитывать все названные принципы и «не засорять» тренировки множеством специальных упражнений и приемов. Не следует также приступать к изучению нового приема, пока не создана достаточная основа для его усвоения. Необходи­мо закреплять и совершенствовать полученные навыки в практике спортивных туристских походов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ


Общетуристская подготовка направлена на формирование знаний, умений и навыков по следующим основным разделам:

> охрана окружающей среды и общественно полезная работа в туристских походах;

> содержание, организация и проведение туристских слетов и соревнований;

> система подготовки кадров в спортивном туризме;

> социально-экономические, организационные, программно-нормативные и научно-методические основы развития спортивного туризма;

> типология, история и география туризма;

> современное состояние и перспективы развития туризма;

> краеведение и другие, общие для всех видов туризма разделы.

В общетуристской подготовке преобладает теоретическая подготовка по всем указанным разделам. Она направлена в основном на формирование знаний туристов. Отдельные ее разделы, связанные с охраной окружающей среды, крае­ведением, проведением туристских слетов и соревнований, предполагают фор­мирование умений и навыков туристов в конкретных условиях. Такие разделы общетуристской подготовки требуют практических занятий в аудиториях или природных условиях. Количество часов теоретических и практических занятий и распределение их по периодам подготовки зависят в основном от уровня ква­лификации занимающихся и частично от вида туризма. Малые объемы общету­ристской подготовки новичков по ряду разделов частично компенсируются в процессе многолетней подготовки, повышая интеллектуальный потенциал зани­мающихся спортивным туризмом.

Специальная туристская подготовка

Специальная туристская подготовка обеспечивает формирование специфи­ческих для каждого вида туризма ЗУН, по следующим основным направлениям:

> организация спортивного туристского похода (организационная под­готовка);

> топография туризма (топографическая подготовка);

> техника спортивного туризма (техническая подготовка);

> тактика спортивного туризма (тактическая подготовка);

> психология спортивного туризма (психологическая подготовка);

> обеспечение безопасности (подготовка по обеспечению безопасно­сти).

Основу специальной туристской подготовки составляет формирование практических умений и навыков по указанным разделам подготовки со значи­тельным акцентом на вид туризма. В специальной туристской подготовке теория и практика взаимосвязаны. В обозначенных разделах подготовки есть вопросы общие и специфические для каждого вида спортивного туризма. В процессе фор­мирования знаний, умений и навыков по специальной туристской подготовке вначале рассматриваются самые простые общие вопросы и далее специфические для каждого вида туризма. Набор знаний, умений и навыков по специальной ту­ристской подготовке дифференцируется в зависимости от специализации и ква­лификации туристов. Практически невозможно быть специалистом по всем ви­дам туризма. В то же время на начальном этапе подготовки целесообразно опро­бовать многие виды туризма для осознанного выбора спортивной специализа­ции.

Организационная подготовка включает в себя: определение целей и задач туристского похода; комплектование групп и распределение обязанностей; раз­работку маршрута по дням, определение контрольных пунктов и сроков их про­хождения от начала до конца маршрута; подготовку личного и группового снаря­жения; подготовку продуктов питания; подготовку маршрутной документации; решение других организационных задач.

В организационной подготовке специфика вида туризма проявляется в зна­чительно большей мере, чем в общетуристской. Большой объем практических за­нятий в аудиторных условиях тесно связан с характером туристского маршрута. Общая закономерность этой подготовки: чем сложнее маршрут, тем больше вре­мени и внимания он требует по всему комплексу организационной подготовки

Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, уме­ний и навыков по элементам топографии, необходимым в условиях организации и проведения туристских походов и соревнований. Прежде всего, к этим элемен­там относятся основные понятия: об используемых в туризме картах, схемах; об условных обозначениях местности; о масштабных и немасштабных изображени­ях местности; о простейших измерениях расстояний, направлений, высот местно­сти; о простейших приборах, инструментах и подручных устройствах, используе­мых в туристской практической топографии.

Техническая подготовка включает в себя: подготовку по технике преодоле­ния естественных препятствий, технике страховки, технике бивачных работ, спа­сательных работ, подготовку по технике ориентирования на местности. Техниче­ская подготовка является основой подготовки туристов-спортсменов и диффе­ренцируется по видам туризма. Она включает в себя и теорию, и практику, но основной объем нагрузки в часах составляют практические занятия. Техническая подготовка взаимосвязана с тактической и подготовкой по безопасности, однако сами технические приемы в процессе подготовки туристов-спортсменов можно выделить в отдельные группы по содержанию и видам туризма. В обучении на­чинающих туристов техническая подготовка занимает сравнительно небольшой объем часов, но с повышением уровня квалификации нагрузки увеличиваются значительно. При этом большая их часть реализуется в условиях сложных ту­ристских походов и участий в соревнованиях на дистанциях высокого ранга.

Техническая подготовка бывает индивидуальная и групповая. Первая направлена на освоение туристом индивидуальных технических приемов. Вторая - на взаимодействие туристов при выполнении групповых технических заданий. Надо заметить, что хорошо подготовленный технически турист, в группе взаимо­действует увереннее.

Тактическая подготовка подразумевает формирование целенаправленных индивидуальных или групповых действий туристов, позволяющих оптимизиро­вать решение различных туристских задач. Индивидуальная тактическая подго­товка преследует цель научить туриста:

• распределять свои силы на определенном участке пути и в целом на маршруте;

• рационально отдыхать на привалах;

• выбирать оптимальный путь движения;

• выбирать оптимальную технику преодоления естественных препятствий, ори­ентирования на местности, страховки, поисковых и спасательных работ, бивач­ную технику в зависимости от сложившихся обстоятельств;

• решать разнообразные ситуационные задачи индивидуального характера, свя­занные с личными и групповыми интересами.

Групповая тактическая подготовка направлена на оптимальное решение ситуационных задач группового характера. Эти задачи решаются в предпоход-ный, походный и послепоходныи периоды. В предпоходном периоде необходима оптимизация многих элементов организационной подготовки: выбор различных вариантов основного, запасного и аварийного вариантов маршрута; выбор вари антов материально-технического обеспечения, комплектования группы и распре­деления обязанностей; выбор вариантов обеспечения безопасности группы, средств связи и др.

Тактическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки, но ее осно­вой является техническая подготовка, поэтому в литературе достаточно часто встречается термин «технико-тактическая подготовка». Техническая подготовка во многом определяет тактику группы.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста-спортсмена и воспитание его личностных мораль­но-волевых и психических качеств. Здесь используются методы общественно-по­литического, нравственного, трудового и эстетического воспитания, а также спе­циальные методы, средства и приемы развития и совершенствования специаль­ных психических качеств туриста. Психологическую подготовку туриста приня­то делить на две составляющие: общую и специальную.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование необхо­димых морально-волевых и психических качеств туриста.

Специальная подготовка направлена к преодолению конкретных есте­ственных препятствий в каждом конкретном случае и включает в себя: опреде­ленную установку на преодоление этих препятствий (безопасность, скорость и др.); мотивацию действий; осознание сложности препятствия и возможности его преодоления; формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, вызван­ных предстоящими действиями; создание состояния психологической готовно­сти к максимальным волевым и физическим напряжениям и к тесному взаимо­действию с другими членами группы.

Общественно-политическое воспитание формирует социальную актив­ность личности туриста и группы в целом. Эта активность проявляется в обще­ственно полезной работе туристов, охране окружающей среды, краеведении и других видах деятельности.

Нравственное воспитание туриста является основой формирования созна­ния и важнейших моральных качеств личности. Для спортивного туризма одним из важнейших качеств является коллективизм, в том числе чувство долга и ответ­ственности, товарищеской взаимопомощи, требовательности к другим и к себе в интересах коллектива, дисциплинированность.

Трудовое воспитание направлено на обеспечение жизнедеятельности в условиях туристских походов, оно связано с формированием определенных уме­ний и навыков: хозяйственных работ на биваке, приготовления пищи, ремонтных работ по снаряжению личному и групповому, целому комплексу работ по само­обслуживанию и бытовому труду в природных условиях.

Эстетическое воспитание в туризме основывается на реальных возможно­стях эстетического развития человека под влиянием природной среды.

Воспитание волевых качеств туристов осуществляется в процессе предпо-ходных тренировок и в походных условиях. К основным волевым качествам, которые необходимы туристам, относятся: целеустремленность, смелость, реши­тельность, настойчивость, инициативность, выдержка и терпение.

Целеустремленность - главное волевое свойство, определяющее направле­ние и уровень развития личности. В воспитании целеустремленности необходи­мо ставить перед туристами доступные цели и добиваться их достижения. В спортивном туризме такой целью может быть успешное проведение туристского похода в заранее выбранном районе или успешное выступление в соревнованиях на дистанциях. И то, и другое должно сопровождаться повышением спортивного мастерства.

Смелость - умение противостоять страху и действовать в опасных ситуаци­ях с определенным обеспечением безопасности. Многие технические приемы в туризме, относящиеся к преодолению естественных препятствий, требуют сме­лости и воспитывают ее в процессе их выполнения.

Решительность - умение достаточно быстро и обоснованно принимать ре­шения и приступать к их осуществлению в условиях многовариантности и неод­нозначности последствий того или иного решения. Особенно часто требуется проявлять решительность руководителю туристской группы при выборе вариан­тов пути.

Настойчивость - умение постоянно стремиться к достижению цели, не­смотря на определенные трудности и неудачи. Настойчивость туристов прояв­ляется в регулярных занятиях туризмом в любых условиях природной среды.

Инициативность - умение предпринимать определенные действия, направ­ленные на решение частных и общих проблем. Особенно важна инициативность в решении задач обеспечения безопасности и других ситуационных задач в ту­ризме.

Выдержка - умение не спешить с действиями, выводами, проявлениями чувств, мешающими осуществлению принятого решения; не поддаваться влия­нию лиц, проявляющих неуверенность, малодушие, трусость, и т.п. В туризме осуществление даже неверного решения в выборе пути часто предпочтительнее изменению решения в поисках верного варианта пути, если это не связано с без­опасностью.

Терпение - умение в тяжелых условиях противостоять утомлению, отрица­тельным эмоциям, определенное время выдерживать сравнительно высокие на­грузки, используя дополнительные волевые усилия. В туризме тяжелый рюкзак и многие километры пути - основные испытания.

В воспитании личностных качеств туриста используются общеизвестные методы формирования сознания личности (лекции, беседы, метод примера и др.); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагоги­ческие требования и задания, разнообразные упражнения, создание воспитываю­щих ситуаций и др.); методы стимулирования (соревнования, поощрения, наказа­ния и др.).

В целом психологическая подготовка туриста основана на решении разно­образных психологических задач, теоретических и практических, в специально созданных и естественных ситуациях, реально существующих в спортивном ту­ризме.

Подготовка по обеспечению безопасности как часть специальной турист­ской подготовки включает в себя формирование знаний объективных и субъек­тивных опасностей занятий спортивным туризмом, знание форм и методов меди­цинского обеспечения занятий туризмом, умений и навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

В подготовку по обеспечению безопасности входят:

• анализ аварийных ситуаций в избранном виде туризма и районе спортив­ных походов и путешествий;

• решение ситуационных задач обеспечения безопасности в условиях спор­тивных туристских походов и соревнований;

• знание средств дальней и ближней радиосвязи;

• умение пользоваться различными средствами аварийной сигнализации;

• умение использовать специальные и подручные средства поисково-спаса­тельных и транспортировочных работ, используемых в туризме;

• знание правил контроля и самоконтроля туристов; знание правил обеспече­ния безопасности и умение их использовать в реальных условиях походов и соревнований.

Подготовка по обеспечению безопасности взаимосвязана со многими вида­ми подготовки, и особенно с техникой страховки и техникой поисково-спаса­тельных работ, но имеет более широкое и комплексное содержание, направлен­ное на обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнова­ний. Подготовка по обеспечению безопасности имеет как общие, так и специфи­ческие для каждого вида туризма вопросы.

Физическая подготовка

i

Физическая подготовка должна обеспечить:

• общую физическую подготовленность;

• специальную физическую подготовленность в зависимости от спосо­ба передвижения и преодолеваемых препятствий;

• закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недо­статке кислорода и т.п.

• Общая физическая подготовка служит основой (базой) специальной подго­товки. Без поддержания ее на высоком уровне невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физиче­ские качества, необходимые туристам любой специализации: общую выносли­вость, силу, гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Если одно из них от­стает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воз­действующие на это отстающее качество. Общая физическая подготовка особенно важна на начальных этапах занятий туризмом и в подготовительном периоде круглогодичной тренировки спортсменов любой квалификации, так как позволя­ет значительно повысить общий уровень функциональных возможностей орга­низма.

Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфиче­скими навыками, необходимыми для какого-либо определенного вида туризма, так как ориентирована на развитие специальных физических способностей. Например, для туристов велосипедистов, лыжников, пешеходников особенно важна специальная выносливость и сила ног, для туристов водников особое зна­чение имеют специальная выносливость и сила рук. Способность к координации движений, сохранению статического и динамического равновесия необходимы всем туристам, но особенно важны и специфичны эти качества в горном туризме, так как именно они зачастую определяют уровень техники преодоления есте­ственных препятствий в горах.

Особое значение в специальной физической подготовке имеет развитие способностей передвижения с рюкзаком и преодоления естественных препят­ствий с грузом. Развитие специальной выносливости для каждого вида туризма имеет свою особенность. Например, в горном туризме специальную выносли­вость связывают с выполнением большого объема физической нагрузки умерен­ной мощности в условиях высокогорья с пониженным содержанием кислорода в воздухе. В спортивном ориентировании необходима специальная выносливость в кроссовом беге достаточно высокой скорости по пересеченной местности. В спе­циальной физической подготовке туристов необходимо обратить внимание на развитие специальной способности переключаться с одного вида нагрузки на другой и рационально расходовать силы.

Интегральная подготовка

Интегральная подготовка аккумулирует в себе практически все вопросы специальной и частично общей туристской подготовки. Она представляет собой реализацию всех видов подготовки в реальных условиях спортивных походов и соревнований (как основных, так и тренировочных) в многолетнем и годичном циклах подготовки туристов-спортсменов. От других видов интегральная подго­товка отличается определенной цельностью решаемых задач по организации и проведению спортивных туристских походов и соревнований. Объемы инте­гральной подготовки (в часах) повышаются с ростом квалификации туристов и в ряде случаев могут в значительной мере вытеснить другие виды подготовки. Ин­тенсивность интегральной подготовки (по мощности нагрузки) обычно близка к соревновательной, хотя для решения определенных тренировочных задач она мо­жет быть повышенной или пониженной. Интегральная подготовка в спортивном туризме является основным средством повышения спортивного мастерства.

В практике спортивного туризма интегральная подготовка часто отожде­ствляется с набором определенного количества совершенных походов и путеше ствий для выполнения классификационных нормативов. В таком случае мини­мальные объемы интегральной подготовки в часах можно представить как нор­мативные затраты времени на совершение спортивных походов и путешествий определенной категории сложности. Например, для походов 1, 2, 3, 4, 5, 6-й кате­горий сложности можно считать, что нормативными затратами являются 60, 80, 100,130, 160, 200 часов соответственно.

Максимальные объемы интегральной подготовки можно ориентировочно представить в соответствии с ограничением классификационных нормативов на зачеты походов. Например, не более четырех походов в календарном году, в том числе не более трех походов 4-6-й к.с, из которых не более двух - 6-й к.с. В таком случае максимальные объемы интегральной подготовки высококвалифицирован­ных спортсменов могут составить около 560 часов. Для начинающих туристов (при последовательном наборе участия в походах 1, 2, 3, 4-й к.с.) максимальный объем интегральной подготовки может составить около 370 часов. В спортивном туризме известны случаи, когда самостоятельные занятия туризмом практически сводятся к организации и проведению походов различной сложности. В таком случае осознанно или нет происходит подмена многокомпонентной системы ту­ристской подготовки одной интегральной подготовкой. В многолетнем цикле та­кой подготовки возможен рост спортивных результатов, но эффективность тако­го роста с точки зрения качества спортивных достижений и уровня безопасности остается, как правило, на низком уровне. Однако сам факт такого подхода к под­готовке туристов показывает большие возможности интегральной подготовки, недооценивать которую просто нельзя.

Контрольные вопросы:

1. Какие основные задачи ставятся в туристской подготовке?

2. Методы выполнения упражнений?

3. Методы обучения?

4. Методы воспитания?

5. Основные принципы туристской подготовки?

6. Виды туристской подготовки?

-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: