Задание 1. Заполните таблицу: приведите примеры трудовых поручений в разных возрастных группах по разным видам труда
форма | группа | Само обслуживание | Труд в природе | Хоз-бытовой | ручной |
Поручения Индивидуальные кратковрем. | Младшая | -Помой руки | - Покорми птичек, протри листья у цветка | -убери игрушки | -приклей цветок |
Средняя | -Унеси за собой посуду | -Помой поилку, покорми рыбок | -Собери лопатки, раздай карандаши | -вырежи квадрат | |
Старшая | -надень куртку | -собери семена | -помоги подмести дорожку | -собери домик из конструктора | |
Подготов. | -заправь за собой кровать | - порыхли почву | -постирай кукольное белье | -слепи снеговика | |
Поручения групповые кратковрем. | Младшая | -Помойте руки | -Полейте цветы из поляризатора | -Протрите подоконники | -сделайте цветок из цветной бумаги |
Средняя | -Поправьте бантики | -Посадите луковицы | -Соберите грязные игрушки | - сделайте аппликацию из рваной бумаги | |
Старшая | -застегните пуговицы спереди на куртках | -Соберите урожай | -расставьте игровой материал по местам | - слепите петушка по образцу | |
Подготов. | - сложите одежду в шкаф | -Прополите грядку | - помогите подклеить книги и коробки | -изготовьте подделки из шишек | |
Поручения длительные | Младшая | - мой руки правильно по алгоритму (в течении недели) | - Поливай комнатные растения(в течении 2 дней) | - сметайте снег с лавочек (в течении 4 дней) | -сделайте открытку для мамы из цветной бумаги к 8 марта (в течении 3 дней) |
Средняя | -аккуратно заправляй майку и футболку (в течении недели) | - Корми рыбок (в течении 4 дней) | -вытирай пыль с полок(в течении 2 дней) | - Делайте гирлянды(в течении 3 дней) | |
Старшая | -аккуратно пользуйтесь носовым платном (в течении недели) | -Рыхли землю в цветочных горшках (в течении 3 дней) | -Расставляй стулья на занятие, по окончанию убирай их(в течении 3 дней) | -изготавливай сувениры, игрушки, украшения из природного материала (в течении 3 дней) | |
Подготов. | - приводите в порядок волосы после сна (в течении недели) | -Сей семена цветов, овощей горшках (в течении 4 дней) | -помогай дворнику в расчистке дорожек горшках (в течении 3 дней) | Разукрашивай постройки горшках (в течении недели) |
Задание 2. Заполните таблицу: запишите, какие ВИДЫдежурства могут быть в каждой возрастной группе по разным видам труда
форма | группа | Само обслуживание | Труд в природе | Хоз-бытовой | ручной |
дежурство | Младшая | - | - | Дежурство по столовой (конец года) | - |
Средняя | - | - | Дежурство по столовой | Дежурства по подготовке к занятию | |
Старшая | Помощник воспитателя дежурный по раздевалке | Дежурство в уголке природы | Дежурство по столовой | Дежурства по подготовке к занятию | |
Подготов. | Помощник воспитателя дежурный по спальне | Дежурство в уголке природы | Дежурство по столовой | Дежурства по подготовке к занятию |
Задание 3. Заполнить таблицу примерами организации разных видов коллективного труда в разных возрастных группах (см. пример ниже за таблицей)
г р у п п а | Вид труда | Само обслуживание | Труд в природе | Хозяйственно- бытовой | Ручной труд |
м л а д ш а я | Общий (каждый ребенок выполняет одинаковую со всеми операцию) | Одеваемся: Каждый одевается по алгоритму: одевает колготки, носки, футболку, штаны, кофту,сапоги, куртку, шапку и шарф. Результат – все дети одеты | Работа в уголке природы: Уход за животными 1 - ухаживает за одним животным (моет поилку, насыпает корм) 2 - ухаживает за другим животным (моет поилку, насыпает корм) Результат - накормленные животные | Уборка листьев на участке. Все дети убирают листья на участке во время прогулки. Результат: На участке порядок. | Коллективная лепка птичек: каждый на одно «дерево» лепит свою птичку Результат: одна общая композиция |
Совместный (каждый выполняет свою определенную операцию) | - | Работа в уголке природы: Уход за растениям 1 – протирает листья 2 – опрыскивает цветы из пульверизатора Результат - ухоженные растения | Мытье игрушек: 1 – намыливает игрушки 2- губкой трет игрушки 3 – ополаскивает игрушки 3 – вытирает полотенцем игрушки Результат – чистые игрушки | Коллективная аппликация «Пожарная машина»: 1- вырезает кабину, 2-кузов, 3-колеса 4-наклеивает вырезанные детали машины на цветной картон Результат: одна общая оформленная композиция | |
Коллектив ный Самостоятель-ная организация детей | - | - | - | - | |
с р е д н я я | Общий | Раздеваемся: Каждый раздевается после прогулки по алгоритму: снять: варежки, шарф,куртку,шапку, кофту, сапоги,штаны,колготки Результат – все дети раздеты | Работа в уголке природы: Уход за растениями 1 - ухаживает за одним растением (рыхлит, поливает) 2 - ухаживает за другим растением (рыхлит, поливает) Результат – ухоженные растения | Уборка в игровом уголке. Все дети убирают игрушки на свои места Результат: Порядок в игровом уголке | Коллективная аппликация: каждый на одну «травку» приклеивает свой цветок Результат: одна общая композиция |
Совместный | - | Работа в уголке природы: Уход за посадками на огороде: 1 -пропалывает, 2-рыхлит землю 3- прореживает 4-поливает Результат – ухоженные посадки | Стирка кукольной одежды: 1 – снимает с куклы одежду 2- стирает одежду 3 – поласкает и отжимает одежду 4- развешивает одежду Результат – чистая кукольная одежда | Коллективная аппликация из природного материала: 1- наклеивает веточку рябины 2-наклеивает еловую ветку 3-наклеивает на цветной картон 2 шишки 4-оформляет шишки в Сову (глазки,носик, рот) Результат: одна общая оформленная композиция | |
Коллективн ый | - | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Уход за животными: 1 - моет поилку 2-чистит клетку 3- насыпает корм Результат – накормленные животные | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Уборка участка: 1 – собирает листья 2-собирает веточки 3- собирает бумажки Результат – чистый участок | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Подделка из пластилина «Ёжик»: 1 – катает из пластилина овал 2- кончиками пальцев лепит маленькие треугольники 3- наклеивает треугольнички на овал 4-лепит носик и глазки, добавляет вылепленные носик и глазки. Результат – готовая подделка из пластилина. | |
с т а р ш а я | Общий | Самостоятельный уход за собой: Очищаем обувь: Каждый очищает обувь по алгоритму: Очистить обувь от пыли и грязи, смазать кремом, прочистить щеткой, отполировать мягкой тканью Результат – у всех детей чистая обувь | Работа в уголке природы: Уход за животными 1 - ухаживает за одним животным (моет поилку, насыпает корм) 2 - ухаживает за другим животным (моет поилку, насыпает корм) Результат – все животные накормлены | Наведение порядка в шкафах и на полках Все дети наводят порядок в шкафах и на полках Результат: Порядок в шкафах и на полках | Коллективная аппликация из рваной бумаги: каждый рвет цветную бумагу на одну аппликацию Результат: одна общая аппликация из рваной бумаги |
Совместный | - | Работа на участке: Сбор семен: 1 – собирает семена 2 – очищает семена от мусора 3- складывает семена в коробочки 4-высыпает семена на газету для сушки Результат – собранные семена | Подготовка рабочих мест к занятию: 1 – приносит кисти, 2- приносит краски, 3 – приносит природные материалы для работы Результат – подготовлен ные рабочие места к занятию | Подготовка подделки «Пасхальная корзиночка»: 1- отрезает от втулки кольцо и приклеивает на нее цветную бумагу 2-делает ручку из картона и гофрированной бумаги, приклеивает к корзинке 3- украшает гофрированной бумагой корзинку Результат: одна общая оформленная подделка | |
Коллективный | - | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Посев овса: 1 – насыпает землю в коробочки и просеивает ее 2-сажает 3- складывает коробочки в ящик и поливает Результат – посеян овес | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Уборка пыли: 1 – протирает пыль на подоконниках 2-протирает пыль на полках, где стоят игрушки 3- протирает пыль на полках, где стоят Книги Результат – очищенные от пыли подоконники и полки | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: «Рисование на воде» (Эбру): 1 - набирает краску и стряхивает ее на поверхность воды. 2- делает рисунок. 3-переносит рисунок на бумагу Результат – рисунок, выполненный в не традиционной технике рисования | |
п о д г о т о в м т | Общий | Заправка за собой кровати: Каждый после сна аккуратно заправляет за собой кровать по алгоритму: простынь, одеяло, покрывало, подушка Результат – все кровати аккуратно заправлены | Работа в уголке природы: Уход за животными (подготовка корма): 1 - ухаживает за одним животным (моет и нарезает корнеплоды, готовит зелень); 2 - ухаживает за другим животным (моет и нарезает корнеплоды, готовит зелень); Результат – Все животные накормленны | Уборка снега на участке. Все дети убирают снег на участке во время прогулки. Результат: Участок очищен от снега | Изготовление елочных украшений: каждый на одну ёлочку делает свое елочное украшение Результат: одна украшенная елка разными украшениями |
Совместный | - | Работа в живом уголке: Смена воды в аквариуме: 1 – вылавливает рыбок 2 – помещает рыбок в таз с водой 3- промывает камушки и ракушки Результат – чистый аквариум | Уборка в группе: 1 – подметает полы 2- моет шваброй полы 3 – влажной тряпкой протирает столы, стулья Результат: порядок в группе | Рисование по теме «Береги природу» на одну выставку: 1- рисует «Нельзя вырубать лес» 2-рисует «Нельзя разводить костры в лесу» 3-рисует «Нельзя топтать цветы» Результат: одна оформленная выставка детских работ | |
Коллективный | - | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Посадка лука на грядку: 1 – делает углубление в земле 2- подает луковицы 3 – сажает в углубление лук 4-поливает почву Результат – посаженный лук на грядке | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Расстановка по местам предметов: 1 – поставить на место строительный материал 2, 3 -расставить на место игрушки 4 - настольные игры Результат – предметы (вещи) на своих местах | 1 подгруппа во главе с бригадиром, который распределяет обязанности: Конструирова ние санок для куклы: 1,2 – распиливает доски 3-зачищает края шкуркой 4,5 – прибивают планки Результат – готовые санки для куклы |