Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Ландшафтоведение»
Направление подготовки
021000.62 «География»
Профиль подготовки
«Физическая география и ландшафтоведение»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Казань – 2011
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Ландшафтоведение» являются - формирование у студентов геосистемного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представлений о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «021000 География» (бакалавриат) предусматривает изучение дисциплины «Ландшафтоведение» в составе профессионального цикла, его базовой части, модуля «География». Дисциплина занимает важное место в системе курсов наук о Земле, ориентированных на изучение ландшафтной оболочки и ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистем.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в ходе летней полевой практики, в частности, они должны иметь общее представление о принципах системного познания мира, общенаучные представления о природных и природно-антропогенных геосистемах, природном территориальном комплексе (ПТК), ландшафтном и экологическом подходах в современных научных исследованиях. Большое значение приобретают и знания, приобретённые ранее и полученные в процессе одновременного с изучением данной дисциплины курсов «География почв с основами почвоведения», «Геоморфология», «Гидрология», «Методы географических исследований», «Землеведение», «Экология», «Основы охраны природы», «Климатология с основами метеорологии».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Ландшафтоведение».
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
1. Знать: концептуальные основы ландшафтоведения в рамках геосистемной парадигмы; основные этапы эволюции ландшафтной оболочки и развития отечественной и зарубежной школ ландшафтоведения; место ландшафтоведения среди наук о Земле, а также структуру современного ландшафтоведения как фундаментальной и прикладной науки;
2. Обладать теоретическими знаниями о важнейших факторах ланшафтогенеза, генезисе, эволюции, механизмах формирования и функционирования, динамики природных и природно-антропогенных геосистем как совокупности взаимосвязанных компонентов - литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительности, животного мира;
3. Понимать иерархическое устройство и полиструктурность ландшафтной оболочки;
4. Уметь: ориентироваться в вертикальной и горизонтальной структуре ландшафтов;
5. Иметь представление: о проблемах устойчивости, антропогенизации, ландшафтном мониторинге и прогнозировании, о современных концепциях развития культурных ландшафтов;
6. Приобрести: практические навыки ландшафтного картографирования и моделирования, ландшафтно-экологического обоснования и рационального природопользования;
В связи с этим в курсе «Ландшафтоведение» формируются следующие компетенции:
общекультурные (ОК):
ОК-3: стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
часть ОК-5: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
(имеется в виду: утверждение высокой ответственности людей за судьбы очеловеченной природы и жизни на Земле в целом - одна из основных мировоззренческих задач предлагаемого курса);
часть ОК-9: владение базовыми знаниями в области информатики и современных геоинформационных технологий, навыки использования программных средств;
общенаучные:
ПК-2: владение базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объёме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и социально-экономической географии;
общепрофессиональные:
ПК-4: владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведения;
ПК-6: знание основ картографии, умение применять картографический метод в географических исследованиях;
ПК-9: знание географических основ устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях;
ПК-10: обладание способностью использовать теоретические знания на практике;
компетенция в области «Общая география»:
ПК-13: владение теоретическими и научно-практическими знаниями основ природопользования;
компетенция в области «Физическая география и ландшафтоведение»:
ПК-16: владение базовыми и теоретическими знаниями по геофизике и геохимии ландшафтов, палеогеографии;
ПК-17: умение применять методы физико-географических исследований для обработки, анализа и синтеза полевых и лабораторных источников физико-географической информации, методы физико-географического районирования;
4. Структура и содержание дисциплины «Ландшафтоведение»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 48 ауд. часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лекции | Практики | Сам.работа | |||||
Введение. Основные этапы развития ландшафтоведе- ния в России и за рубежом | Консультации, устный опрос | |||||||
Природные компоненты и факторы | Консультации, семинар | |||||||
Концептуальные основы ландшафтоведения. Иерархия ландшафтных геосистем. Геосистемы топологического уровня дифференциации | - | Консультации, семинар | ||||||
- | Семинар | |||||||
- | Проверочная работа, написание рефератов | |||||||
Варианты ландшафтной сферы и отделы ландшафтов | Семинар, защита рефератов | |||||||
- | Контрольная работа | |||||||
Основные закономерности дифференциации ландшафтной оболочки | - | - | Консультации | |||||
Консультации | ||||||||
- | Семинар | |||||||
Генезис и эволюция ландшафтов. Функционирование, динамика, устойчивость геосистем | - | - | Консультации | |||||
Консультации, устный опрос | ||||||||
- | Семинар | |||||||
Учение о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт | - | Консультации, контрольная работа | ||||||
- | Семинар | |||||||
Ландшафтное моделирование | Консультации | |||||||
Физико-географическое районирование | - | Консультации | ||||||
- | Контрольная работа, консультации | |||||||
- | Защита работы | |||||||
Консультации, Экзамен | - | - | - | - | - | |||
Итого: | - |