Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов
Цели урока: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит?»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование: портреты писателей, книжная выставка
Тип урока. Комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
¾ Давайте проверим все ли на месте, для этого я проведу перекличку (кого я называю, поднимают руки и в полголоса отвечают «Здесь!») Готовы?!
Старательные девочки?
Умные мальчики?
¾ Ну что же все здесь, а значит пора начинать!
II. Актуализация опорных знаний учащихся
v Речевая разминка
¾ А начнём с речевой разминки (сначала говорю я, затем повторяете вы)
Ра--ра-ра--начинается игра
Ры-ры-ры-у нас в руках шары
Да-да да--из трубы бежит вода
ДО-до-до на дереве гнездо
ТА-та-та в нашем классе чистота
ТУ-ту-ту мы наводим красоту
ЯТ-ят- парты ровненько стоят
ЮТ-ют-ют очень любим мы уют
Молодцы произносили громко и четко!
v Таблица для развития «поля зрения» Работа по таблице.
1) прочитайте все слоги сверху вниз
2) слева направо
3) найдите в таблице слова, которые спрятались.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
¾ Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
¾ Прочитайте стихотворение с ускорением.
¾ Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп. Прочитайте стихотворение выразительно.
¾ Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?
¾ Когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова речь и т. д.)
¾ Сегодня мы прочитаем стихотворения на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.
IV. Изучение нового материала
v Игра «Узнайте, о ком идет речь».
Кто это?
Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.
Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает.
Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.
А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
А ты догадался, кто?
¾ Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (О медведе)
¾ Верно, это медведь. А какую полезную информацию вы узнали про медведя?
¾ Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.
v Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г. Сапгир а
Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик.
Сапгир много публиковался как детский писатель. Ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета».
¾ Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира.
v Чтение стихотворения хорошо читающими учащимися.
v Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника
v Физкультминутка
v Продолжение работы по теме урока
¾ Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. {М. Бородицкая.)
v Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Бородицкой.
¾ Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем можно разговаривать с пчелой?
¾ Прочитайте стихотворение несколько раз.
¾ Прислушайтесь к звучанию стихотворения. Вам удалось услышать, как возмущается пчела?
¾ За что пчела ужалила мальчика?
¾ Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
¾ А сколько цветов можно сорвать?
¾ Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину.
v Выразительное чтение стихотворения.
¾ Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова.)
v Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой
¾ Ребята, мне всегда было интересно, а как автор читает сам своё произведение, и вот мне удалось найти в интернете интервью с Инной Гамазковой. Давайте послушаем.
¾ Прочитайте название стихотворения на с.17.
¾ Как вы его понимаете? О чем оно?
¾ Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.
¾ Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?
¾ Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.
¾ Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?
¾ Почему стихотворение получилось веселым? (Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)
V. Рефлексия
¾ Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.
¾ А кто понял, как работать с такими текстами, где нет рифмы?
¾ Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.