Музыкально-театральные жанры
Жанр (от французского «genre») – исторически сложившийся вид музыкального произведения в связи с его происхождением, назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
Музыкально-театральные жанры - это жанры в которых музыка так или иначе связана с театром, со сценическим действием.
К музыкально-театральным жанрам относятся:
- опера
- балет
- музыка к драматическому спектаклю
- мелодрама
- водевиль
- мюзикл
- рок-опера
Музыка к драматическому спектаклю
Представляет собой обычный спектакль с бОльшим или меньшим количеством музыкальных номеров (песен, танцев, инструментальных эпизодов). Первым произведением этого жанра считается музыка Бетховена к драме Гёте «Эгмонт», написанная в 1809 году. Но самое известное произведение в этом жанре – музыка норвежского композитора Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г.)
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт – крестьянский парень из норвежской деревушки.
Пер – фантазёр и мечтатель, он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги ему: мать Озе и девушка Сольвейг. Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра – лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нём верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие преступления односельчане изгоняют Пера из родных мест, от горя умирает мать, покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке.
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет всё. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину, он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту… Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке – последнем своём пристанище.
Послушаем некоторые фрагменты из музыки к драме «Пер Гюнт».
№ 1 «Утро»
В спектакле эта пьеса звучала как воспоминание Пера о родине. Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла. Спокоен и мелодический рисунок. Фактура здесь хоть и проста (мелодия с аккордовым аккомпанементом), но выразительна. Она прозрачна и легка. Звуки аккордов расположены широко, будто наполнены воздухом. Сочетание лёгкой фактуры с высоким регистром создаёт ощущение света и простора.
№ 2 «Смерть Озе»
…Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых красивых своих сказок. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе засыпает…
Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры, сумрачная тональность си-минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.
№ 3 «Танец Анитры»
Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой.
Изящество этой пьесы определяется танцевальностью, штрихом стаккато, сочетанием тембров струнных и треугольника. Капризно-угловатый мелодический рисунок изобилует скачками, кокетливыми синкопами; в мелодическую линию вкраплены изящные украшения – форшлаги и трели. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.
№ 4 «В пещере горного короля»
Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей – фантастических злых существ. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».
После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит очень тихо, настороженно и невесомо – изображает крадущиеся шаги троллей. Григ выстраивает пьесу как ряд оркестровых вариаций, в которых постепенно нарастают темп, динамика, жёсткость и резкость звучания. Такое мощное нарастание с ускорением и постепенным перемещением темы в высокий регистр превращает марш-шествие в дикую пляску.
№ 5 «Песня Сольвейг»
Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз, она стала символом любви и верности.
Песня обрамлена коротким вступлением и заключением – печальной напевной мелодией в народном духе.
В песне два куплета, каждый куплет состоит из двух контрастных частей – запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна, в музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, а главное – вера. Умеренный темп сочетается с размеренным ритмом и плавным мелодическим рисунком.
Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца; музыка припева – воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Всё здесь контрастно запеву: вместо минора мажор, на смену среднему пришёл высокий регистр, подвижнее стал темп. Простой одноголосный напев заключения в натуральном миноре усиливает настроение сдержанной печали – основного образа песни.
Задания
1. Переписать в тетрадь выделенное красным цветом
2. Прослушать разобранные в тексте пьесы
Срок исполнения к понедельнику, 30 марта