Тема курсовой работы
«Применение методов ABC и XYZ – анализа запасов для управления запасами в логистических системах»
Задание на курсовую работу
Применить графический метод для определения границ распределения материальных ресурсов, представленных в табл.16, по группам A, B, C. Результаты представить в табличном виде и проиллюстрировать на графике.
Применить метод XYZ для классификации материальных ресурсов, представленных в табл. 16, в зависимости от характера потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, т. е. по группам X, Y, Z. Результаты представить в табличном виде и проиллюстрировать на графике.
Выполнить анализ полученных результатов, используя позиционирование материальных ресурсов по двум критериям, т. е. с помощью матрицы ABC – XYZ.
Пояснить различные аспекты управления по классификационным категориям ABC и XYZ.
Обозначения m, n в предлагаемых данных заменить на порядковый номер k студента согласно списка в журнале посещений. Причем, m=0, n=k при значении k меньше 10; mn=k; при k больше или равно 10.
Методические указания
Основная цель логистического анализа — классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения точности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения логистических издержек.
Все системы пополнения запасов связаны с определенным порядком контроля их фактического уровня на складах, что требует, особенно для многономенклатурных запасов, финансовых, трудовых и информационных затрат.
Группировка товарных позиций и последующий анализ выделенных групп позволяют выбрать оптимальные технологии планирования и управления запасами для всего ассортимента товаров. Разделение товаров на группы должно учитывать долю запасов по каждой позиции в общем объеме товарных запасов, а также степень неравномерности спроса (с учетом точности прогнозирования) по каждой ассортиментной позиции.
Задание 1. Привести описание алгоритма анализа материальных ресурсов по методу ABC. Применить указанный метод для анализа ассортимента товаров компании, представленных в табл. 16.
Таблица 16
Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж компании
№ позиции | Среднегодовой запас по позиции, тыс. руб. | Реализация за: | |||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
22 mn | 6mn | ||||
7mn | 1mn | 1mn | |||
35mn | 1mn0 | 4mn | |||
8mn | 2mn | ||||
15 mn | 5 mn | 4 mn | |||
16 mn 0 | 4 mn 0 | 4 mn 0 | |||
1 mn | |||||
52 mn | 1mn0 | ||||
87 mn | 22 mn | 22 mn | |||
19 mn | 5 mn | ||||
9 mn | 2 mn | ||||
4 mn | 1 mn | ||||
4 mn | |||||
2 mn | |||||
1 mn | |||||
1 mn | |||||
7 mn | 1 mn | ||||
2 mn | |||||
8 mn | 2 mn | ||||
Окончание табл. 16
30 mn | 7 mn | |||||||
23 mn 0 | 5 mn 0 | |||||||
9 mn | 3 mn | 4 mn | ||||||
13 mn 0 | 3mn 0 | 33 mn | 32 mn | |||||
6 mn | 1 mn | 1 mn | ||||||
1 mn | ||||||||
6 mn 0 | 2 mn 0 | |||||||
98 mn | 26 mn | 25 mn | 27 mn | 23 mn | ||||
3 mn | 3 mn | 3 mn | ||||||
13 mn | ||||||||
1 mn | 1 mn | |||||||
1 mn | ||||||||
2 mn | ||||||||
17 mn | 5 mn | 4 mn | ||||||
7 mn 0 | ||||||||
1 mn 0 | 3 mn |
Порядок проведения АВС-анализа следующий.
1. Формулирование цели анализа.
2. Определение множества анализируемых объектов.
3. Выделение признака, на основе которого будет классифицировано анализируемое множество объектов.
4. Оценка анализируемых объектов по выделенному классификационному признаку.
5. Группировка объектов в порядке убывания значения признака.
6. Построение кривой ABC.
7. Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа А, группа В и группа С.
В результате анализа выявляются три подмножества анализируемого множества объектов, требующие разного подхода к управлению.
В решаемой задаче цель ABC-анализа — распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от объема денежных средств, иммобилизованных в запасах по этим позициям. То есть необходимо определить:
— незначительное количество позиций ассортимента, запасы
по которым занимают значительную долю в общей стоимости запасов (группа А);
— несколько большее количество позиций, запасы по которым
занимают гораздо меньшую, но тоже значимую долю в общей стоимости запасов (группа В);
— оставшиеся позиции (около половины от общего количества), запасы по которым занимают незначительную долю в общей стоимости запасов (группа С).
Исходя из этого, объект анализа — объем товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа — доля запасов (в %) отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса.
Следовательно, для проведения анализа необходимо рассчитать долю отдельных позиций в общем объеме запаса (графа 3 табл. 17). Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение запаса по данной позиции к общей сумме запасов.
Затем выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Упорядоченный список разместить в графах 4—7 табл. 17.
Таблица 17
Расчеты и результат анализа ABC
Исходные данные | Упорядоченный список | Группа | |||||
№ позиции | Средний запас по позиции, тыс. руб. | Доля запаса по позиции в общем запасе, % | № позиции | Средний запас по позиции, тыс. руб. | Доля запаса по позиции в общем запасе, % | Доля нарастающим итогом, % | |
22 mn | Группа В | ||||||
7mn | |||||||
35 mn | |||||||
8 mn | |||||||
15 mn | |||||||
16 mn 0 | |||||||
52 mn | |||||||
87 mn | |||||||
19 mn | |||||||
9 mn | |||||||
4 mn | |||||||
4 mn | |||||||
2 mn | |||||||
1 mn | |||||||
1 mn | |||||||
7 mn | |||||||
2 mn | |||||||
8 mn | |||||||
Окончание табл. 17
30 mn | |||||||
23 mn 0 | |||||||
9 mn | |||||||
13 mn 0 | |||||||
6 mn | |||||||
6 mn 0 | |||||||
98 mn | |||||||
13 mn | |||||||
17 mn | |||||||
7 mn 0 | |||||||
1 mn 0 | |||||||
Итого: |
Пользуясь предложенным алгоритмом выделения групп и учитывая замечание о специфике конкретного множества, разделить ассортиментные позиции на соответствующие группы.
Построить кривую ABC, характеризующую полученное распределение.
Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запасов).
Задание 2. Привести описание алгоритма анализа материальных ресурсов по методу XYZ. Применить указанный метод для анализа ассортимента товаров компании, представленных в табл. 16.
Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента товаров (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной вариации спроса, среди которых наиболее часто применяемым и достаточно легко рассчитываемым является коэффициент вариации, определяемый по формуле 23.
n
v = 100 * (∑ (xi-x)2) / n)1/2 / x (%), (23)
i=1
где хi - значение спроса в i- м периоде (месяц, квартал, год) по оцениваемой позиции;
х — среднее (среднемесячное, среднеквартальное, среднегодовое) значение спроса по оцениваемой позиции;
п — количество периодов (месяцев, кварталов, лет), за которые проведена оценка.
Порядок проведения XYZ-анализа следующий.
1. Формулирование цели анализа.
2. Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям анализируемого множества.
3. Группировка объектов множества в порядке возрастания коэффициента вариации.
4. Построение кривой XYZ.
5. Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа X, группа Y и группа Z.
Разделить ассортимент товаров на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Предлагаются следующие диапазоны групп (табл. 18).
Таблица 18