Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг).
Понятие экологического мониторинга. Экологический мониторинг как система наблюдений за состоянием окружающей среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негативного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, земель, почв, лесов, животного мира и проч.), за уровнем загрязнения окружающей среды и ее компонентов, включая радиоактивное загрязнение.
Своевременное выявление изменений, их оценка, предупреждение и устранение последствий негативных процессов как цель экологического мониторинга.
Основные задачи экологического мониторинга: а) наблюдение за происходящими в окружающей среде физическими,
химическими, биологическими процессами; б) наблюдение за
уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов: в) наблюдение за последствиями влияния такого загрязнения на растительный и животный мир; г) обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозами ее состояния.
Виды экологического мониторинга. Федеральный, региональный и локальный мониторинг. Глобальный экологический мониторинг.
Содержание экологического мониторинга. Соотношение экологического мониторинга с мониторингом земель, мониторингом водных объектов, мониторингом объектов животного мира, лесным и лесопатологическим мониторингом, с мониторингом объектов животного мира, включая мониторинг водных биоресурсов.
Соотношение экологического мониторинга с социально-гигиеническим мониторингом, мониторингом социально-трудовой сферы, мониторингом объектов градостроительной деятельности, мониторингом безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России, мониторингом факторов, определяющих возникновение угроз экологической безопасности России.
Нормирование качества окружающей среды (экологическое нормирование). Понятие экологического нормирования. Государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения, как цели экологического нормирования. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществляющие экологическое нормирование.
Виды экологического нормирования.
§ Нормативы качества окружающей среды. Нормативы
предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных,
микробиологических веществ, предельно допустимых уровней
вредных физических воздействий (тепла, шума, радиации и проч.)
§ Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду, устанавливаемые для природопользователей (юридических
и физических лиц). Нормативы допустимых выбросов и сбросов
веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы
загрязняющих веществ, порядок и условия их установления.
Нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение. Нормативы допустимых физических
воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и
иных физических воздействий).
§ Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.
§ Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
§ Технологические нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств.
§ Нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.
§ Нормативы применения агрохимикатов и пестицидов в сельском хозяйстве. Нормативы предельно допустимого остаточного количества химических веществ в продуктах питания.
§ Экологические требования к продукции в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую среду (экологические требования к продукции).
§ Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды. Нормативы санитарных, защитных зон, санитарно-защитных зон, пригородных зеленых зон.
Соотношение экологических нормативов между собой и с международными стандартами.
§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с нормированием качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря, нормированием в области охраны атмосферного воздуха, государственным нормированием в области обеспечения радиационной безопасности, нормированием в области обращения с отходами.
§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным санитарно-эпидемиологическим нормированием.
§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным нормированием плодородия земель сельскохозяйственного назначения, нормированием в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, иными видами нормирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.
Юридические последствия нарушения требований экологических нормативов.
Экологический контроль и надзор.
§ Понятие экологического контроля и надзора как: а) функции экологического управления; б) правового института (межотраслевого и института экологического права); в) гарантии исполнения экологических законов, соблюдения экологических требований, выполнения экологических программ, планов и мероприятий; г) правовой формы деятельности в этой сфере.
§ Обеспечение достижения и поддержания качества (состояния) окружающей среды как места и условия жизни и деятельности живущего и будущих поколений как цель экологического контроля и надзора.
§ Принципы экологического контроля и надзора: а) принцип независимости органов и должностных лиц экологического контроля и надзора при осуществлении ими контрольной деятельности; б) принцип минимизации (преодоления множественности) органов экологического контроля и надзора; в) принцип разграничения функций нормативно-правового регулирования, контрольно-надзорной функции и функций по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.
§ Собственные функции экологического контроля и надзора: а) информационная; б) предупредительная; в) пресечения экологических правонарушений.
§ Виды экологического контроля и надзора: а) государственный, в том числе федеральный экологический надзор; б) общественный экологический контроль; в) муниципальный экологический контроль; г) ведомственный экологический контроль; д) производственный экологический контроль. Предупредительный, текущий и последующий экологический контроль и надзор.
§ Полномочия органов экологического контроля и надзора: а) предупредительного характера: б) по пресечению экологических правонарушений; в) по привлечению к юридической ответственности.
§ Порядок проведения государственного экологического контроля и надзора. Особенности проведения государственного экологического контроля и надзора в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ. Порядок проведения государственного экологического контроля и надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся в ведении РФ, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и (или) оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федерального контроля).
§ Органы государственного экологического контроля и надзора.
§ Соотношение экологического контроля и надзора с экологическим мониторингом, экологической экспертизой, экологическим аудитом и другими функциями экологического управления.
§ Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного экологического контроля и надзора и способы их защиты.
Аудит в сфере охраны окружающей среды (экологический аудит). Понятие экологического аудита как: а) функции экологического управления; б) предпринимательской деятельности. Цель и задачи экологического аудита.
Аудиторы. Юридические требования к аудиторам. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Соотношение экологического аудита с независимой аудиторской деятельностью в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Соотношение экологического аудита с аудитом недропользования и другими видами аудита в сфере использования природных ресурсов.
Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (экологическое лицензирование).
§ Понятие, цели и задачи экологического лицензирования.
§ Виды экологического лицензирования. Лицензирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления, включая опасные отходы. Лицензирование в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Иные виды экологического лицензирования.
§ Соотношение лицензирования в сфере охраны окружающей среды с лицензированием в области использования и охраны земель (включая мелиорированные), лицензированием в области использования и охраны недр, лицензированием в области использования и охраны водных объектов, лицензированием деятельности по использованию лесного фонда, лицензированием в области охраны и использования животного мира, лицензированием промышленного рыболовства и рыбоводства, лицензированием деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и другими видами лицензирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.
Сертификация в сфере охраны окружающей среды.
Понятие экологической сертификации: а) как функции экологического управления; б) как вида работ (услуг) природоохранного назначения. Обязательная и добровольная экологическая сертификация.
Обеспечение безопасности продукции для окружающей среды, обеспечение экологической безопасности человека, рационального использования природных ресурсов как цели экологической сертификации. Виды сертификации, направленные на достижение экологических целей. Сертификация безопасности опасных промышленных и иных объектов. Сертификация питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Обязательная сертификация лесных ресурсов, включая обязательную сертификацию древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов и другие виды сертификации.
Порядок проведения экологической сертификации.
Практическое занятие (6 часов)
Вопросы и задания
1.Государственный экологический мониторинг.
2.Экологический контроль: понятие, виды. Система органов государственного экологического контроля, их полномочия.
3.Экологический аудит и деятельность в области экологического менеджмента.
3.Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов и их правовое значение. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охрана окружающей среды.
4.Экологическое лицензирование.
5.Экологическая сертификация.
Задачи
Задача 1. У руководителя хозяйственного общества возникло намерение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:
- деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;
- деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;
- проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;
- деятельность по сбору, утилизации, складированию, перемещению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);
- экологическая паспортизация производственных, хозяйственных и иных объектов;
- экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;
- экологическое аудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;
- экологическое обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;
- разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной документации;
- разработка проектов нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воздействия на окружающую среду; лимитов размещения отходов производства и потребления;
- проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;
- разработка экологических обоснований на ведение (расширение, изменение) хозяйственной и иной деятельности;
- оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования;
- работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;
- проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;
- проведение работ по озеленению территорий;
- проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объектах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;
- установка приборов, средств измерений, устройств природоохранного назначения;
- установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;
- экологический консалтинг.
При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат лицензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.
В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содержится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. №24, следовательно, они лицензируемые.
Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?
Задача 2. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в результате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материалов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту.
Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?
Кто должен понести ответственность в данном случае?